Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О бесценном опыте и солидной строке в резюме

16 апреля, 2013 - 12:08

В большинстве европейских заведений диплом музее/искусствоведа не дадут без прохождения серьезной практики. Длится она от двух месяцев до полугода — в зависимости от требований университета и выбранного студентом профиля. Изучаешь «арт-рынок» — пройди практику в аукционном доме или в галерее, мечтаешь о карьере музейного куратора — ищи место в музее, занимаешься археологией — иди в экспедицию, учишься на реставратора — поработай в реставрационном центре.

Когда речь идет о таких центрах как Париж или Лондон — здесь проблем почти не возникает. На практику при желании можно попасть хоть в Sotheby’s, хоть в Лувр. Конечно, при наличии нужных знаний, умений и хорошей мотивации. В крупных и известных институциях практика, как правило, не оплачиваемая. Оплата здесь скорее символическая — бесценный опыт и красивая строка в резюме. Поэтому практикантам придется либо надеяться на поддержку родителей, либо работать по вечерам: присматривать за детьми или работать официантами. Впрочем, никто не жалуется, ведь на подобной практике студента допускают в само сердце заведения, на которое другие смотрят только снаружи. В это время учатся больше, чем за весь период теоретического обучения. Именно здесь можно получить ответы из первых уст и попробовать взлелеянную в мечтах деятельность «на вкус».

Бывают практики и оплачиваемые — преимущественно, это выполнение срочных заданий в небольших музеях. Там, вероятнее всего, просто не хватает «штатных» рук. Или же в не очень известных галереях — та же ситуация. Деньги здесь выплачивают, похоже, за невысокий престиж места практики. Впрочем, как правило, и этот опыт интересен.

В странах, где крупных музеев меньше, чем студентов-музееведов, найти практику бывает сложнее. Вот, скажем, в Швейцарии, где абсолютное большинство музеев — мелкие региональные со специализацией по местной этнографии или зоологии, студент-медиевист имеет все шансы оказаться в горном музее, где будет заниматься инвентаризацией чучел местной фауны. Некоторые будут практиковаться в Женевском музее истории и искусств — и это успех. Оплату будут получать те, чей музей принадлежит к городской управе, а бесплатно будет работать тот, у кого музей — кантональный.

О символическом капитале здесь придется думать меньше. Многие местные студенты мечтают о международном опыте. Впрочем, как ни парадоксально, почти все остаются на месте.

Украинские студенты, которые попробовали одну или несколько подобных практик, часто ставят себе вопрос о том, пригодятся ли полученные умения в Украине. Ведь принципы и методы работы музеев в разных странах разительно отличаются. Это же касается возможностей относительно исследований, работы с публикой, взаимодействия в коллективах, финансирования, в конечном итоге. Возможно, лучше учить все в теории? Чтобы столкновение с реальностью в родной стране не было таким болезненным.

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ