Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Евгений Станкович: «Народная музыка стала частью меня...»

Евгений Станкович — о том, трудно ли сегодня быть композитором и почему оперу «Страшная месть» он пишет уже второе десятилетие
19 мая, 2013 - 10:33
ПОДАРОК ДЛЯ МАЭСТРО — ПАСХАЛЬНАЯ КОРЗИНКА ОТ «Дня»
ВЫСТУПАЕТ САМЫЙ МЛАДШИЙ УЧАСТНИК КОНЦЕРТА ЛАУРЕАТОВ II МЕЖДУНАРОДНОГО ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО КОНКУРСА ЕВГЕНИЯ СТАНКОВИЧА КИЕВЛЯНИН ИВАН ВИННИЦКИЙ (СЕМЬ С ПОЛОВИНОЙ ЛЕТ), КОТОРЫЙ НА ФОРТЕПИАНО ИСПОЛНИЛ СВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ — «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ДЖИПЕ»

Мы счастливчики, потому что живем во время, когда создает свою величественную музыку наш современник, выдающийся маэстро Евгений Федорович Станкович. Киевлянам повезло еще больше, ведь, гуляя по Крещатику, можно встретить композитора и взять автограф (гениальный мастер совсем не пафосный человек и охотно ходит по центру города пешком, а не ездит на лимузине, ведь, во-первых, по его словам, «в здоровом теле — здоровый дух», а во вторых — только так сегодня можно быстро, несмотря на пробки, добраться и в НМАУ, где Евгений Федорович преподает, и в НСКУ, где является почетным сопредседателем).

Недавно в нашей столице прошел ІІ Международный инструментальный конкурс имени Евгения Станковича, в котором приняли участие 500 музыкантов. Этот форум показал, что не перевелись на нашей земле таланты! Молодежь любит академическую и народную музыку, а ныне в музыкальных школах, студиях, кружках работают энтузиасты, которые, несмотря на разные трудности, «сеют разумное и вечное», обучая юные таланты. Финальный концерт в Национальной филармонии продолжался более трех часов (!), а произведения, которые исполняли лауреаты Конкурса Станковича, были очень сложные. Все музыканты продемонстрировали большое мастерство и виртуозность. Юная киевлянка Мария-Луиза Плешакова на вечере блестяще исполнила Концерт для фортепиано с оркестром ре мажор Гайдна. Она получила высокую награду — Премию Станковича, это фактически Гран-при конкурса! Фаворитами соревнований стали киевская, харьковская, донецкая и черниговская школы. Большинство конкурсантов впервые были в филармонии и выступали на прославленной сцене, и все они признаются, что на всю жизнь запомнят общение с маэстро Евгением Станковичем — выдающимся композитором, классиком современности, и это для них является мощным стимулом заниматься музыкой дальше. Напомним, конкурсанты из Голландии, Беларуси, Китая, Испании, Южной Кореи, России и Украины соревновались в таких номинациях: фортепиано, струнные, народные, духовые и ударные инструменты.

— Для меня большая честь, что так много — полтысячи — конкурсантов приехали соревноваться в Киев, — сказал Евгений СТАНКОВИЧ. — Я даже не надеялся, что на конкурс украинского композитора соберется так много талантливой молодежи не только из разных уголков нашей страны, но и из-за границы. Дети играют и поют очень профессионально, и за это большая благодарность их учителям. По условиям конкурса, одним из обязательных заданий было исполнение произведения украинского автора. Программа всех дней была очень насыщенной, и получился марафон талантов, где звучали прекрасные произведения. Этот конкурс имеет позитивное значение, потому что во время, когда академическое и народное искусство не является приоритетом нашего государства, все же есть энтузиасты музыкального дела, и за это большой им поклон! Ныне у нас исковеркали библейскую истину — «сначала было слово». Сегодня люди много говорят и мало делают. Хорошо, что есть «островки», где занимаются искусством, и огромное мое спасибо всем неравнодушным людям, которые думают о будущем. Искусство и, в частности, музыка — это часть духовной жизни человечества. Я имел честь общаться с великими людьми ХХ века — академиком, философом, искусствоведом Дмитрием Лихачевым, который говорил, что, «несмотря на различные проблемы, есть зерно, которое постоянно должно присутствовать, — это духовность человека», а душу лечит как раз классика, и пока человечество живет, мы должны это сокровище передавать из поколения в поколение!

— Евгений Федорович, недавно в СМИ появилась информация, о том, что есть идея, чтобы вашу фолк-оперу «Когда цветет папоротник» поставил хореограф Раду Поклитару на сцене дворца «Украина». Как вы относитесь к этому проекту?

— Я сам услышал об этом из репортажа по телевидению. Ко мне никто пока не обращался. Поклитару — чрезвычайно одаренный человек, но лично мы с Раду не знакомы и наши пути еще не пересекались, но, думаю, если у него есть такое желание, то может получиться довольно интересная постановка. Скоро хор им. Г. Веревки должен праздновать свое 100-летие, а Анатолий Авдиевский, художественный руководитель этого прославлено коллектива, будет отмечать свое 70-летие, думаю, что если он соединит творческие силы с Раду Поклитару, то может получиться действительно масштабное вокально-хореографическое действо. Поэтому положительно отношусь к этому творческому замыслу. Хотя этой фолк-опере не везет. Целых 35 лет мне пришлось ждать премьеру (она прошла в Национальной филармонии. — Т.П.), и то это было только концертное исполнение произведения, а не полноценное действо. В советские времена, когда готовилась постановка «Когда цветет папоротник», у нас с хореографом Анатолием Шекерой было много хлопот и даже носили клеймо «националистов». Предложение написать фолк-оперу поступило от известной французской концертной фирмы «Алитепа» для всемирной выставки в Париже. Импресарио предложил А. Авдиевскому представить не концерт, а какое-то сценическое действо на гоголевскую тему, например «Тарас Бульба». В то время в мире вышел на экраны американский фильм, получивший большую популярность. Я этой ленты не видел, а когда через несколько лет посмотрел, то был удивлен этому «лубку» — гопак артисты танцевали под мелодию «Калинка-малинка». За рубежом об Украине не знали, мы для них — какая-то неизвестная планета. Ко мне, как композитору, обратились потому, что что-то слышали. В 1977-ом я получил Шевченковскую премию за Симфонию № 3 («Я утверждаюсь») для солиста, смешанного хора и симфонического оркестра на слова П. Тычины. Авдиевский загорелся и меня заразил, я много изучал фольклор, и работать было очень интересно. Анатолий Авдиевский нашел уникальную манеру пения, которую можно назвать универсальной, — смесь народного «грудного» пения и академического. Потрясающую сценографию предложил Евгений Лысык. Планировалось, что «Когда цветет папоротник» покажут 25 раз на сцене Гранд-опера! Премьера оперы в Киеве была запланирована на 1978 г. во дворце «Украина». Однако после генеральной репетиции представители советской цензуры исполнение произведения запретили, а декорации и костюмы к постановке приказали уничтожить!

Только отдельные фрагменты фолк-оперы Хор им. Г. Веревки исполнял в концертах. Потом Николай Гобдыч сделал собственную версию — с группой ударных вместо симфонического оркестра. Хореограф Алла Рубина тоже обращалась к русальным танцам и создала стилизованный балет. Интересным был номер «Глубокий колодец» в исполнении Нины Матвиенко... И вот только дирижеру Владимиру Сиренко вместе с Национальным симфоническим оркестром Украины и хористами Авдиевского удалось полностью исполнить фолк-оперу (в концертном варианте) 8 апреля 2011 г. в рамках фестиваля «Премьеры сезона». И эта премьера стала подарком судьбы.

— Традиционно в мае проходит Фестиваль балета, посвященный памяти Анатолия Шекеры. Вы вместе создавали постановки «Когда цветет папоротник», «Ольга», «Прометей». Каким вам запомнился Шекера?

— Это был хореограф-философ, высокообразованный человек, хорошо знал смежные искусства, тонко разбирался в музыке. Он ставил балеты, читая партитуры. У него на сцене каждый жест был красноречив. Мы познакомились во время рождения «Когда цветет папоротник», а затем работали над балетом «Ольга». Кстати, сценографом этих постановок был потрясающий художник Е. Лысык. На репетиции Шекера приходил со схемами. Он рисовал образы, которые потом артисты воплощали в танце. В середине 1980-х Анатолий Шекера поставил мой балет «Прометей», к которому либретто написал Юрий Ильенко. Кроме киевской версии, Анатолий Федорович сделал оригинальную постановку в Македонии. Мы хотели еще вместе поработать, но что-то не сложилось и я очень жалею, потому что у Шекеры был большой талант: языком танца и пластики говорить о вечных ценностях, а его постановки — это всегда были спектакли-притчи, волнующие души зрителей. Так случилось, что за две недели до смерти Шекеры я был у него дома. Он тяжело болел, но думал о том, как обновить балет «Ольга». Своим творчеством Анатолий Шекера вписал яркую страницу в развитие украинского балета. Я его ставлю на одну ступень с таким мастером, как Мариус Петипа в царской России. Балеты Шекеры «Ромео и Джульетта», «Спартак», «Болеро», «Легенда о любви», «Лилея», «Предрассветные огни», «Каменный властелин» и др. украсили театральную афишу на несколько десятилетий, и до сих пор некоторые из его хореографических жемчужин есть в репертуаре Национальной оперы, и эти балеты всегда проходят с аншлагами.

— Кажется, что вам интереснее писать балеты (Станкович автор шести балетов), а когда ждать премьеру оперы «Страшная месть»?

— Композиция для меня — профессиональная работа. Разные проблемы не дают закончить «Страшную месть». Осталось еще немножко дописать. Отвлекают предложения из-за границы. Есть проблема с либретто. Еще 20 лет назад возникла идея этого гоголевского сюжета, которую захотели воплотить Турчак, Шекера, Покровский и Левенталь. Когда умер Стефан Турчак, я бросил писать оперу по либретто Ю. Ильенко (он как кинорежиссер имел специфическое виденье «Страшной мести», потом либретто переделал Валерий Шевчук)... Знаете, опера на гоголевский сюжет — это всегда сложно. Потому что текст имеет три этажа подтекстов. Мало кто из композиторов берется за наследие Николая Васильевича и пишет полноценные оперы. Например, Родион Щедрин сделал сцены из «Мертвых душ». Дмитрий Шостакович начал «Женитьбу» и не закончил... Для меня проблема — сделать сокращения, чтобы текст классика не пострадал. В повести «Страшная месть» много фольклорных образов и мотивов, это сложное философское произведение. Кстати, ученые-физики считают, что Гоголь первым открыл квантовую физику о жизни в параллельных мирах. Эту тему можно прочитать и у Данте, Гете, Булгакова... Если будет здоровье, то скоро оперу допишу, а вот когда ее поставят на сцене Национальной оперы, этот вопрос уже не ко мне, а к руководству театра. Надеюсь, что это произведение заинтересует деятелей искусства. Например, выдающийся оперный певец Павел Гунька (украинец, который родился в Англии, выступает на ведущих сценах многих стран мира) даже согласен спеть в Киеве бесплатно!

— Сегодня трудно быть профессиональным композитором?

— Мы сейчас перешли в другое измерение жизни. Большое произведение требует много времени для написания, надо, чтобы кто-то его тебе заказал, а потом исполнил на сцене. Сегодня композиторы не нужны государству. Писать музыку к кино — это, с моей точки зрения, халтура. Хотя для Эдуарда Артемьева, Микаэла Таривердиева, Максима Дунаевского кинематограф стал смыслом жизни, но таких — мало. Композитор не может писать в «стол» или в «трубу». Мы зависимы от оркестра, дирижера, певцов. Поэтому сегодня большинство моих коллег пишут не симфонические, а камерные произведения, надеясь, что они скорее прозвучат. Ни от одного из своих произведений я не отказываюсь! Начинал с авангарда, к тому же достаточно радикального, много им занимался и изучал, потому что мне это было интересно. Потом этот интерес угас... Сейчас многое из того, что писал раньше, даже повторить уже не смогу!

Я всю свою творческую жизнь занимаюсь не гуцульским или буковинским фольклором, а преимущественно фольклором Центральной Украины. Например, когда писал фольк-оперу «Когда цветет папоротник», опирался на музыку территорий, где действовала Запорожская Сечь, на дух мелодий купальских праздников. Карпатский, прикарпатский, гуцульский фольклор преимущественно одноголосен, а вот Центральная Украина — это уникальное многоголосие. Знаете, столько занимался народной музыкой, что она стала частью меня, а еще точнее — она в моих генах. И часто, когда я даже не ставлю перед собой специальных задач, чувствую во время исполнения, что это из народных источников: и превращения гармоничны, и сам аромат.

— Когда мы общались с вашим польским коллегой Кшиштофом Пендерецким, он сказал, что «вся музыка уже написана и композитор — это вымирающая профессия»...

— Это он кокетничал. Пану Пендерецкому нечего жаловаться, ведь его произведения исполняют в разных странах мира, и часто он сам становится за дирижерский пульт, чтобы донести до слушателей все нюансы музыки, которую написал. Он продолжает писать музыку, потому что это его смысл жизни! Он себя весьма комфортно чувствует на сцене и как маэстро, и когда держит скрипку или играет на фортепиано — пишет свои произведения.

— А вам хочется стать за дирижерский пульт, чтобы контролировать исполнение собственных произведений?

— Но кто же мне это позволит?

— Думаю, что Сиренко вам бы не отказал!

— Я очень благодарен Владимиру Сиренко, ведь он всегда очень тонко чувствует мою музыку. Он прекрасный дирижер, имеющий хорошую команду высокопрофессиональных музыкантов (Национальный симфонический оркестр Украины. — Т.П.). Считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Я пишу музыку, а музыканты и певцы ее исполняют. Мне повезло, что такие дирижеры, как Стефан Турчак, Анатолий Авдиевский, Евгений Савчук, Владимир Сиренко, Федор Глущенко и другие (список может быть очень длинным) исполняют мои произведения. Я практически всю свою жизнь жил с дирижерами в мире и согласии. Гениальный Стефан Васильевич был моим товарищем и сыграл большую роль в моей жизни. В Киевский театр оперы и балета я попал благодаря Турчаку, мы сотрудничали много, я написал для него три балета, готовился с ним оперу делать. К сожалению, не довелось...

* * *

Критика называет Евгения Федоровича «современным классиком», но, как признается Станкович: «Звезду-шишку на лбу я не чувствую, что выросла. Главное — быть честным перед слушателем. А самое большое счастье, чтобы не забыли мою музыку, и она звучала на концертах, в театре, на радио и телевидении. Потому что сегодня тебя хвалят, а завтра критики могут в пух и прах разнести произведение, в которое ты вложил душу и сердце. Даже Моцарта хаяли. Время — главный судья. Я пишу музыку, потому что не могу без этого. Мне близки слова Чайковского, который говорил: «Я желал бы всеми силами своей души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличилось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору»... Все мы связаны со своим временем. Стравинский мудро заметил, что современная музыка — та, которая написана сейчас, в этом времени. Существует даже такое понятие, как «интонация эпохи», и по музыке Прокофьева или Шостаковича, Баха или Моцарта можно их эпоху не только представлять, но и изучать. У искусства есть возможность возрождения самого себя снова и снова»...

Татьяна ПОЛИЩУК, фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ