25 мая 60 лет назад в Норильском концлагере политические узники восстали против лагерного начальства. Сегодня исследователи тех событий называют это проявление ненасильственного сопротивления тоталитарной системе «Восстанием Духа». Украинцы принимали непосредственное участие в тех событиях. Если говорить языком цифр, то среди 20 тысяч узников, представителей 86-ти национальностей, наших соотечественников было свыше 70 %.
Впрочем, для постоянных читателей «Дня» эта информация — не нова. Мы часто обращались к этой теме. На страницах газеты печатались обширные интервью с лидером восстания в четвертом лагере Евгеном Грыцяком. Вот только некоторые материалы о Норильском восстании, которые публиковались в «Дне»: «Евген Грыцяк: Историю творят мученики, а не мучители» от 25 сентября 2009 года, «Дух разрывает оковы» от 25 сентября 2009 года, «Евген Грыцяк: Больше всего я реализовался как повстанец, целитель и йог» от 13 мая 2011 года. Но, к сожалению, несмотря на усилия «Дня» и еще некоторых энтузиастов, 60-летие Норильского восстания не будут отмечать на уровне государства. Этой страницы истории нет в школьных учебниках. Вряд ли обратит внимание на эту дату и подавляющее большинство СМИ.
Тем более ценно то, что усилиями группы активистов 21 мая в Культурно-художественном центре Киево-Могилянской академии состоятся общественные слушания, приуроченные к 60-летию Норильского восстания. Их организаторы утверждают: «Норильское восстание — это не просто история. В современном контексте — это переосмысление значения ненасильственного сопротивления для перестройки демократического и открытого общества, в том числе и интеграции Украины в Европейский Союз».
Предлагаем читателям интервью с одним из инициаторов общественных слушаний, режиссером-документалистом, который создал цикл фильмов «Загадка Норильского восстания», Михаилом ТКАЧУКОМ. В 2006 году на фестивале документального кино «Украинский контекст» его ленты о Норильске получили диплом «Свобода как наивысшая ценность». В 2007 году Михаил Ткачук был награжден премией имени Василя Стуса, а в 2008-м — премией имени Тараса Шевченко. Предварительное интервью с ним «Загадка украинского духа» выходило в «Дне» 27 июня 2008-го. Кинокритик Лариса Брюховецкая назвала режиссера «последним романтиком нашего кино».
— Пан Михаил, как возникла идея создать фильм о Норильском восстании? Как вы пришли к этой теме?
— Я был в Черновцах на мероприятии, посвященном ОУН-УПА. Показывал там свой фильм, созданный еще в 1994 году, «Здобути або не бути» о Ниле Хасевиче — гениальном художнике, который присоединился к УПА и погиб в 1952 году. После просмотра картины ко мне и моему приятелю из Канады Василию Бортняку подошел человек, представившийся как Кость Король. Он пригласил нас к себе в гости и подарил мне книжку своих воспоминаний о Норильском восстании. Тогда я еще ничего не знал о Норильске. Но отец Василия отбывал наказание в воркутинских лагерях. Он, правда, не принимал участия в Воркутинском восстании, потому что был освобожден раньше. Василий хотел найти документы о Воркуте. Я сказал: «Смотри, какой интересный материал у нас есть о Норильске». После этого мы с Василием создали в Канаде (он сам жил в Торонто) благотворительный фонд поддержки будущего фильма. Василий организовал встречи с представителями украинской диаспоры, где я показал свои предыдущие картины. Денег, которые мы собрали, хватило на покупку видеокамеры. У меня не было средств, чтобы подобрать себе команду, поэтому я решил, что буду снимать кино один, ведь мне нужно было успеть зафиксировать участников восстания, которые еще остались в живых. Я опубликовал объявление в газете «Шлях перемоги» — и после этого стали находиться люди.
— То есть будущие герои вашего фильма сами отзывались на объявление?
— Да, мне писали письма. Одно из первых пришло от Натальи Биловой, с которой мы дружим и сейчас. Она — дочь одной из участниц восстания Анастасии Тарнавской. Наталья написала мне о своей маме, и меня это так заинтересовало, что я в первую очередь поехал к ним.
— Позже именно Анастасия Тарнавская стала героиней вашего четвертого фильма, посвященного Норильскому восстанию, — «Щаслива Настуня»...
— Да, но в фильме «Загадка Норильского восстания» она тоже принимала участие. Меня поразила эта женщина. Так я начал ездить и записывать тех людей, которые написали мне письма. А через знакомства с ними открывалось все больше и больше участников тех событий.
В 2003 году во Львове состоялось празднование 50-й годовщины Норильского восстания. Я снимал это событие, ведь уже знал, что это — будущие герои моей картины. Там я открыл для себя многих людей, уже понимал, кто был активистом, а кто просто принимал участие. Там я впервые встретился с Евгеном Степановичем Грыцяком (лидер восстания в четвертом лагере Норлага. — Авт.).
— Какими вы увидели участников восстания через 50 лет после тех событий? Что для них в то время, когда вы с ними общались, было важно?
— Они были потрясены тем, что о них вспомнили. А меня они поражали своей чрезвычайно мощной животворной силой. Эти люди прошли сквозь весь возможный ад на земле — и вышли оттуда в своем большинстве с честью. И когда бы я с ними не говорил, все вспоминали эти три месяца в лагере как самый яркий момент их жизни. На свободе им не разрешали жить. Их разбрасывали по разным территориям. Не разрешали возвращаться в Украину. Они с доброй улыбкой говорили о Норильске как о каком-то таком времени, которое было нелишним в их жизни. Они никогда не думали о том, что с их восстания началось разрушение ГУЛАГа или СССР. Для них важным было ощущение локтя, общества, единого взрыва.
— Норильское восстание до сих пор публично не признано полноправной и важной страницей украинской истории. А украинцев, принимавших в нем участие, было около 70 % от числа всех участников. Почему, как выдумаете?
— Возможно, потому что Норильск очень отдален пространственно. А еще потому, что долгое время вопрос относительно Норильского восстания ставился так: было оно инспирировано властью или нет?
Я посетил Норильск в 2003 году. Там как раз обсуждали, какой памятник надо поставить участникам восстания. И опять пиетет: мать держит на коленях сына, который погиб. А не так надо. Памятник участникам Норильского восстания в моем виденье — это человек, который стоит холодный, худой, сквозь него дуют все ветра, но он запускает в небо воздушных змеев и призывает всех к восстанию. Ведь нужно отметить, что это было «восстание духа», что поднявшиеся люди перебороли себя и свой страх. Это же героическая страница. Но о Норильском восстании в таком ключе почти не говорилось.
К слову, в Норильске нет ни одного мемориального знака, который бы напоминал, что в восстании принимали участие украинцы. Хотя идешь на гору Шмидта (под этой горой в общей могиле, в вечной мерзлоте погребали узников Норлага. — Авт.) — там стоят памятники полякам, эстонцам, евреям, литовцам, россиянам. Я надеюсь, что во время акций, которые пройдут в Киеве 21 мая, мы поднимем этот вопрос и, возможно, начнем сбор средств на памятник украинцам в Норильске.
— Вы вспомнили о дискуссии вокруг вопроса, было ли восстание инспирировано властью. Что, с вашей точки зрения, зависело от случая, от удачного стечения обстоятельств, а что — от организации самих узников?
— Человеку всегда дается шанс. И реализовать его удается тогда, когда сходятся объективные и субъективные факторы. Если говорить о субъективных факторах, то в лагере действовали подпольные комитеты, которые подготовили человеческую массу к выступлению против системы; потом пришел карагандинский этап — 1200 узников, разорвавших связь криминалитета с лагерной властью, на которой в большой мере держалась лагерная система. Когда уголовники отпали, администрации не на кого было опереться. Относительно объективных факторов — в России умирает Сталин, усложняются отношения между МВД и НКВД. Последние были вынуждены провоцировать восстание, чтобы придушить его и показать: мы нужны. Но они не надеялись, что узники будут так хорошо организованы. Те, кто провоцировал восстание, думали, что национальные элементы в лагерях перережут друг друга. НКВДисты даже подбрасывали в лагерь холодное оружие. Евген Грыцяк рассказывал, что ему подбрасывали револьвер. Представляете, что было бы, если бы его поймали с револьвером? Но ребята не поддались на провокации.
— Вы изучали эту тему достаточно долго, как считаете, что именно хотели восставшие люди? Для них был важен протест, проявление собственного достоинства? Верили ли они, что их требования будут выполнены? Кстати, сами требования не выходили за пределы системы...
— В разных лагерях были разные требования. Сначала в повестке дня стояли, так сказать, бытовые требования: сократить рабочий день, снять номерные знаки с заключенных, решетки с окон. Почему повстанцы вызывали комиссию именно из Москвы? Им казалось, что центральная власть не знает о том, что происходит в лагере.
Но потом речь пошла совсем о другом. Больше всего это проявилось в Воркутинском восстании, участники которого в своих требованиях писали: мы должны доказать интернациональное достоинство и честь политзаключенных, которые сидят в лагерях. То есть появились политические требования, в частности сократить сроки заключения, пересмотреть дела и т. д. С моей точки зрения, происходила эволюция, дух восстания менял и требования людей. Ведь настоящий дух — это настоящая свобода, а не псевдоэкономическая или еще какая-то.
— После «Щасливої Настуні» еще планируете возвращаться к теме Норильского восстания в своих фильмах?
— Я хочу снять отдельную картину о Евгене Грыцяке, а также о женщинах в Норильске. В систему Норлага входил отдельный женский лагерь, который тоже восстал. В нем содержались женщины разных национальностей — и это очень интересно, как они общались между собой, как поддерживали друг друга. Когда я снимал первые фильмы, то не искал изысканную форму. Я спешил зафиксировать этих людей. Сегодня, через 10 лет, больше половины из них нет среди живых.
— Что вас лично больше всего поражает в тех событиях?
— Люди. То, что есть эта героическая ветвь в украинской нации. Но мне бы хотелось, чтобы она не только взрывалась на вспышках истории, а больше реализовывалась в ежедневной жизни.
Когда я начинал работать над этой темой, меня интересовало «Восстание Духа». Сегодня актуализировался другой аспект — ненасильственные методы борьбы. И как раз сейчас, подойдя впритык к вопросу о ненасильственном протесте, я, по-видимому, готов создать фильм о Евгене Грыцяке. Интересно, что в смысле ненасильственных методов борьбы Норильское восстание стоит рядом с деятельностью таких личностей, как Махатма Ганди, Нельсон Мандела. Наш мир очень шаткий. Пора подумать, как охладить этот кипящий котел, который время от времени взрывается террористическими актами. И здесь мы опять возвращаемся к тому, что делал Евген Грыцяк.
— То есть Норильское восстание как событие не остается в прошлом, а каждый раз актуализируется в зависимости от текущей ситуации...
— Совершенно верно. Оно не плоское, а многослойное. Это как классика. Возможно, так еще никто не говорил, но это пример классического взрыва истории.
P.S. Общественные слушания, приуроченные 60-летию Норильского восстания, состоятся 21 мая 2013 года в 18.00 в Культурно-художественном центре Киево-Могилянской академии (ул. Ильинская, 9, 3 этаж). Свое участие в слушаниях уже подтвердили: Евген ГРЫЦЯК; участница Норильского восстания Агафья КНЫШ; главный редактор газеты «День» Лариса ИВШИНА; основательница Музея Норильского восстания в Норильске Алла МАКАРОВА (Российская Федерация); публицист Юрий МАКАРОВ; диссидент и публицист Евген СВЕРСТЮК; Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины Владимир ВАСИЛЕНКО; историк Владимир ВЬЯТРОВИЧ; писательница Оксана ЗАБУЖКО; дочь участницы Норильского восстания Анастасии Тарнавской Наталья БИЛОВА; историк, журналист-международник Богдан НАГАЙЛО; собственный корреспондент «Новой газеты» в Украине Ольга МУСАФИРОВА.
Организаторы выражают просьбу поддержать инициативу добровольными взносами, которые помогут провести все мероприятия, связанные с празднованием 60-летия Норильского восстания, в том числе приезд непосредственных участников восстания, а также установление памятного знака украинцам в Норильске.
Номер счета: 260063011967
Бенефициар счета: Восточноевропейский институт развития (ЕГРПОУ: 26080737)
Название банка: ПАО «Старокиевский банк»
Адрес банка: ул. Никольско-Ботаническая, 6/8, Киев, 01033
МФО: 321477
Необходимо указать назначение платежа: добровольное пожертвование к проекту «Норильск-60».