В том, что железная карета, подаренная родным Черновцам кузнецами, стоит прямо перед помещением краеведческого музея, есть некий символизм. Садись — и айда в путешествие по прошлому края, непростому, как, собственно, история самого музея.
МУЗЕЙ-КОЧЕВНИК
— Коллекцию Буковинского краевого музея сформировали местные ценители древности, исследователи и собиратели раритетов, — говорит директор Черновицкого краеведческого музея Елена Затуловская. — История сохранила имя преподавателя Сучавской гимназии, головы «Сиретского музейного сообщества» И. Гутера, который содействовал его пополнению. Правда, существование музея или, скорее, мюнц-кабинета, было недолгим. После прекращения его деятельности в 1877 году музейная коллекция из 3 тысяч единиц перешла в собственность Черновицкого университета.
Неудача не остановила энтузиастов. Постоянно пополняя собрание экс-музея, они все время ходатайствовали перед метрополией (территория современной Черновицкой области тогда была в составе Австрийской империи) о создании музея. Их усилия не были напрасны. В 1891 году из Вены поступило поручение начать подготовительную работу. Следовательно, коллекцию нового Краеведческого музея торжественно представили 14 мая 1893 года.
Несмотря на то, что реинкарнированному музею присвоили почетное имя тогдашнего цесаря Франца-Иосифа I, собственного помещения он не имел, экспонируя коллекцию в частных домах или же в резиденции Буковинских митрополитов. С конца XIX века и до 1940 года он был «в гостях» у своего более счастливого побратима — Промышленного музея, для которого в самом центре Черновцов построили просторное двухэтажное здание.
С присоединением Северной Буковины и Хотинского уезда к Украине четыре музея Черновцов — краеведческий, промышленный, народоведения и закрытый для широкой общественности музей церковного искусства объединили в один — Черновицкий государственный историко-краеведческий. Его разместили в роскошной резиденции метрополитов, которая является в настоящее время достопримечательностью ЮНЕСКО. За исключением «антрактов» военных лет, когда музею дважды пришлось возвращаться в помещение бывшего Промышленного музея, дворец митрополита стал его домом до 1956 года. По словам Е. Затуловской, это было своеобразное золотая пора музея. Его экспозиция, состоящая из 50 тысяч экспонатов, размещалась в 58 просторных залах двух корпусов (третий у музея арендовал филологический факультет университета), еще в трех залах открыли постоянную выставку произведений художников Украины. В состав отдела природы музея вошел ботанический сад и его оранжереи, а на территории внутреннего парка даже действовал зверинец, где можно было увидеть всех представителей буковинской фауны — от зайцев до волков и оленей.
Все это привлекало немало посетителей. Как вспоминает доктор наук, профессор Черновицкого национального университета Надежда Бабич, ребенком она едва не жила в музее, с утра до вечера бродила по его звонким залам.
ОСНОВНЫЕ ПОПОЛНИТЕЛИ ФОНДОВ — УСБУ И ТАМОЖНЯ
Несмотря на послевоенные трудности и голод, когда работникам музея платили за работу дровами и яблоками, они работали с большим энтузиазмом. Проводили археологические (нередко — сенсационные) раскопки, этнографические экспедиции, собирали раритеты, восстанавливали утерянное во время войны описание экспонатов. Однако после того как помещения бывшей резиденции отдали Черновицкому университету, музею пришлось в последний раз переехать.
С 1956 года и до настоящего времени он размещается в двухэтажном здании конца XIX века на самой изысканной центральной улице Черновцов — ул. имени О. Кобылянской. Этот красивый дом был в разы меньше помещения резиденции митрополитов, поэтому музею, в составе которого в то время появились и действовали музеи Юрия Федьковича и Ольги Кобылянской, пришлось трудно. Из-за нехватки экспозиционных площадей не стало художественной выставки, а отделы, которые раньше занимали полтора-два десятка залов, сократили до двух-трех.
Разумеется, что в отличие от своих сателлитов — литературных музеев, краеведческий в советский период был идеологическим учреждением, что отразилось на его экспозиции.
Увольнения, а вместе с тем и безденежье, а также связанные с ним проблемы, пришли с распадом СССР. Хотя было трудно, коллектив музея не сидел сложа руки, а создал принципиально новую экспозицию, заботился о сохранении и, по возможности, о пополнении фондов. Когда же вслед за музеем О. Кобылянской в конечном итоге получил собственное помещение литературный музей Ю. Федьковича, в краеведческом создали выставочный зал и смогли шире представить собрание фондов. Теперь они насчитывают 95 тысяч единиц, в числе которых есть такие, которые полтора века назад составили основу музейной коллекции. Они представлены как в выставке фондохранилищ, так и в постоянных. Как, например, чучело медведя в отделе природы, которое благодаря качественной работе таксидермистов австрийской эпохи абсолютно не выглядит на свои 150 лет.
Особенно помогло музею участие в национальных и международных проектах. Благодаря их средствам заменили старую, еще австрийскую в изоляции из ...ткани электропроводку, оборудовали фондохранилища системой микроклимата, приобрели два десятка аудиогидов, на шрифте Брайля издали музейный путеводитель и начали оцифровку фондов.
Проекты дали возможность приобрести новые экспонаты, ведь сегодня с этим довольно сложно. Бескорыстные дарители почти перевелись, а меценатов пока не густо. Поэтому основными поплнителями музейных фондов на сегодняшний день являются явлются управление СБУ в Черновицкой области и Черновицкая таможня. Часть спасенных ими и переданных в дар музею раритетов представлены, в частности, в новой, посвященной юбилею выставке, «Буковина первой половины XIX века». По этому же случаю в музее состоялась научная конференция.
Продолжение темы: