В середине и в последней четверти XX века Украина стала эпицентром двух глобальных катастроф антропогенного характера. Это последствия неразумных, научно необоснованных, по существу, преступных деяний самого человека, которые привели к крупномасштабным бедам, тяжелым и болезненным для всего человеческого сообщества.
Первая планетарная катастрофа — гибель Днепра (древнего Борисфена, Славутича). Вторая — взрыв на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 году.
К сожалению, гибель первозданного Днепра — одной из самых красивых рек планеты — человечество даже не заметило. Не возмутилось, не запротестовало, не предостерегло от последующего неразумного вмешательства в природное развитие экосистем.
С течением времени подтверждается не только экономическая нецелесообразность, но и все очевиднее становится колоссальное безумие: строить гидроэлектростанции с обязательным затоплением «искусственными морями» огромных территорий (на стоячих мелководьях вода интенсивно прогревается, «цветет» и испаряется в количествах, которые вычисляются многими кубокилометрами). С течением времени также усиливается и подтверждается убеждение в том, что затопление около миллиона гектаров сказочно прекрасных земель в бассейне Днепра (в соответствии с волюнтаристскими директивами ЦК КПСС и союзного правительства) предусматривало и другую стратегическую цель, а именно: уничтожение этих территорий как древнейшей питательной среды национальной памяти и национального сознания украинцев. Ведь, по свидетельствам многих авторитетных ученых-славистов разных стран (Л. Нидерле, М. Фасмер, К. Мошинский и др.), именно Среднее Поднепровье является прародиной славянства.
В монографии русского языковеда Ф.П. Филина «Происхождение русского, украинского и белорусского языков» читаем: «География растений, животных и особенностей ландшафта не отрицает, а подтверждает наше убеждение о... Среднем Поднепровье и прилегающих к нему с запада областях, как о праславянской родине». И дальше: «...сравнительно-историчское языкознание свидетельствует о Среднем Поднепровье, как древний очаг славянства, Зарубенецкая культура II в. до н.э. — конец II в. н.э., а в более северных областях до IV—V в. новой эры должна считаться славянской...» (Названный труд. — 1972. — Ленинград. — Наука. — С. 19, 23—24).
Речь идет не только о непоправимой потере бесценных с научной точки зрения культурологических массивов: геологического, археологического, географического, биологического, исторического, этнологического, лингвистического... Речь идет также о грубом морально-психологическом травмировании десятков миллионов переселенцев, которые, живя испокон веков над благодатным Днепром, веками и тысячелетиями берегли материальные и духовные ценности предков. Принудительно выселенные из родных мест, оторванные от родных семейных очагов, люди разбрелись по всему Союзу, как сироты без рода и племени. К сожалению, никто из ученых до сих пор не выяснил, какие тяжелые и непоправимые демографические потери понесла украинская нация от этой принудительной миграции. Ведь многие этнические украинцы, покинув берега Днепра, выехали в другие республики, стали неукраинскими гражданами. Наконец, говорится об аморальности, большом надругательстве над святынями: над сотнями тысяч могил предков, разрушенных самым грубым варварским способом!
Со времени затопления левобережных и правобережных сел прошло немало лет. Много чего потеряно безвозвратно. Но есть глубокий гражданский и патриотический смысл, большое научное и практическое значение желания многих не дать прерваться окончательно золотой нити исторической памяти, связанной с судьбой Днепра.
Замысел создать Музей истории затопленных сел (Музей истории Старого Днепра) имеет целью уберечь украинцев от национального беспамятства, от потери ими ощущения генетической принадлежности к земле предков. Ведь, как сказал наш самый большой Пророк в своем величайшем завещании украинцам — поэме «І мертвим, і живим, і ненародженим землякам моїм в Україні и не в Україні моє дружнєє посланіє»:
«Нема на світі України
Немає другого Дніпра».
Это Вьюнище в 1845 г. Вьюнище, через которое Тарас Шевченко вывел нас из страны тетерваков — в страну жаворонков, из Малороссии в Украину! О своей влюбленности в Среднее Поднепровье Тарас Григорьевич признался в письме к переяславцу Андрею Козачковскому от 14 апреля 1854 г. из Новопетровского укрепления: «Мне теперь кажется, что и рая лучшего на том свете не будет, как те Андруши, а вам то может надоело смотреть и на синие Трахтемировские горы. Боже мой, господи единый! Гляну ли я на те горы когда-либо хоть одним глазом? Нет! никогда я их не увижу! а хотя и увижу, то может с того света, или на этом свете приснятся когда-либо». Ныне территорию Зарубенецкой археологической культуры захватили ненасытные олигархи.
Экспонаты будущего музея хоть в небольшой степени будут воспроизводить богатейший вещественный и духовный мир наших предшественников в прошлые века и тысячелетия — мир, который является частью сокровищ культуры общечеловеческой. Мы должны этим гордиться.
Поэтому обращаемся, прежде всего, ко всем, всюду сущим, переселенцам-уроженцам сел: Пидсинного, Андрушив, Цибель, Комаривки, Городище, Григоривки, Зарубенцив, Монастирище, Трахтемырова, Вьюнище, Козинец, Лукавицы с просьбой активно включиться в работу по сбору экспонатов будущего музея. Сейчас выходцы из каждого затопленного села формируют общины (своеобразное землячество) — они и должны инициировать написание воспоминаний своих односельчан и сбор материалов для изучения истории затопленных сел. Каждая община должна быть заинтересована в наиболее полном воссоздании истории своего села в сочетании с историей всей Украины. Здесь нам подал замечательный пример учитель истории, бывший директор Цибливской школы Михаил Прохорович Лесик. Он написал и издал, при поддержке односельчан, целое исследование: «Циблі — моє рідне село на Переяславщині».
В процессе сбора музейных материалов необходимо иметь в виду специфические особенности, присущие каждому из затопленных сел: его географическое расположение, историческое прошлое, особенности экономического и культурного развития, самобытность обычаев, вклад местных интеллектуалов в сокровищницу украинской духовности. Ведь каждое село формировало и давало Украине талантливых хлеборобов и ученых, педагогов и врачей, инженеров и строителей, мастеров народного творчества и служителей муз, защитников Отечества и художников, литераторов и журналистов. Экспонаты музея должны воспроизводить все этапы жизни надднепрянцев: их давнюю историю, героику защитников родной земли, трудовые победы в мирные дни, вдохновение творческого труда, триумф побед и горечь поражений, лихолетья времен безгосударственности: перманентные голодоморы-геноциды (1921—1922, 1932—1933, 1946—1947), репрессии, принудительную коллективизацию, раскулачивание, депортации, выселение украинцев из Украины путем так называемых оргнаборов, которые расчищали дорогу русификации.
Виталий ИВАЩЕНКО, переяславец, заслуженный строитель Украины;
Анатолий ШПИТАЛЬ, уроженец с. Вьюнище, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института литературы имени Т.Г. Шевченко НАН Украины;
Иван ШПИТАЛЬ, уроженец с. Вьюнище, член Национального союза журналистов Украины и Национального союза писателей Украины;
Петр БОЯРИН, уроженец с. Городище, ветеран труда Киевского метрополитена;
Александр ГЛУШКО, уроженец с. Городище, ветеран Вооруженных Сил;
Александр УДОД, уроженец с. Городище, ветеран МВД Украины, полковник, Герой Чернобыля;
Александр МЕЛЬНИК, президент Всеукраинского фонда содействия развитию геоинформативных технологий и услуг