Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кишинев и Тирасполь — на грани

Что снова стало на пути Приднестровского урегулирования
2 июля, 2013 - 12:56
Алексей МЕЛЬНИК: «В такой ситуации Украине как председательствующей стране в ОБСЕ остается продолжение диалога и поиск новых форматов разрешения этого затяжного конфликта»

Недавно случилось очередное охлаждение «замороженного» конфликта в Приднестровье. И поводом для этого стало подписание президентом самопровозглашенной Приднестровской Молдавской Республики Евгением Шевчуком так называемого «закона о государственной границе». В соответствии с данным законом, часть территории, которая в настоящее время находится под контролем Молдавии, должна принадлежать непризнанной республике. Это вызвало большое возмущение Кишинева и ОБСЕ. Председатель миссии ОБСЕ в Молдавии Дженнифер Браш осудила агрессивные выпады Приднестровья и призвала приднестровскую власть отказаться от действий, которые способствуют дестабилизации ситуации в регионе.

Молдавские политики и эксперты видят в таких действиях Приднестровья «руку Москвы». Директор программ кишиневского Института публичной политики Оазу Нантой считает Приднестровье внешнеполитическим инструментом России. «Это конфликт между Молдавией и Россией. Все, что происходит на левом берегу (Днестра — Авт.) — делается согласно указаниям Москвы», — сказал «Дню» Нантой.

Однако данный закон — не единственное, что ухудшает непростые отношения между Кишиневом и Тирасполем. Директор Европейского института политических исследований Виорел Чиботару объясняет газете «День», что существует много других факторов, которые способствуют усилению напряжения между сторонами конфликта. По его словам, это — «предложение по переносу приднестровского парламента из Тирасполя в Бендеры, целый ряд мероприятий по укреплению вооруженных сил Приднестровья, попытки перестроить военный аэродром в Тирасполе, попытки русских военнослужащих перебросить ряд военных вертолетов, перевозка в Приднестровье 20 военных транспортных машин». Беспокоит Молдавию и официальная риторика приднестровских лидеров, которые занимают жесткую позицию в переговорах и не желают обсуждать даже перспективу политического документа решения конфликта.

Тирасполь отбрасывает все обвинения в свой адрес и утверждает, что именно официальный Кишинев провоцирует эскалацию конфликта. «Никакие контрольно-пропускные пункты в районе села Варница и микрорайоне «Северный» города Бендеры не устанавливались. В соответствии с соглашениями, которые были приняты в 1992          году, Приднестровье самостоятельно осуществляет административно-хозяйственную деятельность. В рамках проведения спецоперации, связанной с празднованием Пасхи, таможенной службой Приднестровья на территории Приднестровья были установлены специальные конструкции для организации отдыха. Подчеркиваю, что данные конструкции не были оснащены никакой инфраструктурой и не были предназначены для осуществления контрольно-пропускных спецопераций. Я считаю, что политизирование этого вопроса было создано умышленно», — объясняет газете «День» Министр иностранных дел Молдавской Приднестровской республики Нина Штански. — Для инициирования инцидента, который фактически вылился в прямое столкновение, молдавскяа сторона привлекла милицию, которая не имеет достаточных правовых оснований находиться в Зоне безопасности. Бойцы соответствующих спецподразделений были переодеты в спортивную форму и вели себя некорректно, — продолжает министр. Штански утверждает, что именно Молдавия не хочет конструктивного диалога. «Молдавская делегация блокирует заседание Объединенной Контрольной Комиссии. Фактически заседания не происходят из-за невозможности согласовать вопрос обсуждения. На мое предложение встречи в Тирасполе молдавская сторона систематически отвечает отказом. Однако мы открыты к диалогу и рассчитываем, что он будет продолжаться, в частности при содействии России и Украины», — говорит «Дню» министр иностранных дел Приднестровской Молдавской республики.

В ноябре на саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе Молдавия планирует парафировать соглашение об ассоциации с Европейским Союзом и завершить на техническом уровне выполнение плана по либерализации визового режима. Утверждение официального Кишинева о том, что Приднестровская республика является марионеточным образованием, и что с помощью этой территории Россия пытается ставить палки в колеса молдавской евроинтеграции, Штански отрицает: «Мы не рассматриваем евроинтеграцию Молдовы как угрозу для Приднестровской Молдавской Республики. Молдавия самостоятельно определила свой внешнеполитический курс, и это ее суверенное право. Приднестровье определило свой внешнеполитический вектор как евразийский. Однако это не должно стать препятствием для политики добрососедства», — объясняет Штански. Молдовский эксперт Чиботару убежден в обратном: «В настоящее время Россия заинтересована в том, чтобы сорвать парафирование соглашения об ассоциации, которое выведет на новый уровень отношения Молдавии и ЕС и может повлиять на смену геополитической ситуации. Возникновение любой ситуации, которая бы повлекла человеческие жертвы и столкновения вооруженного характера, сразу поставит под вопрос возможность Молдавии выполнять свои обязательства и поддерживать стабильность, — объясняет молдавский политолог причины, из-за которых Кишинев боится эскалации приднестровского конфликта. — В такой ситуации перспектива вхождения страны в безвизовый режим (с ЕС — Авт.) будет отложена. Существует угроза, что некоторые положения соглашения об ассоциации могут быть заморожены на длительное время, пока ситуация не прояснится».

Содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник считает дальнейшее разрастание этого конфликта маловероятным. «Во-первых, ни одна из сторон не заинтересована в том, чтобы первой начать силовое разрешение конфликта. Во-вторых, ни у одной из них нет уверенности в том, чего они могут добиться таким путем, то есть нет, как и в других конфликтах, такой уверенности и желания сторон снова возвращаться к горячей фазе, — комментирует «Дню» Мельник. — Но поскольку напряжение достаточно высоко, то не исключается вероятность каких-то случайных действий, которые могут привести к жертвам. Однако это скорее всего не перерастет в такой масштабный конфликт, который был 20 лет назад в Бендерах».

Между тем, в парламенте Молдавии и в местных СМИ не стихают дискуссии по поводу того, как действовать в случае обострения конфликта. Заявление Министра обороны Молдавии Виталия Маринуца, который сказал, что «армия готова ответить возможным военным действиям сепаратистов», было жестко раскритиковано, поскольку общество не хочет заострения конфликта. Местные политические эксперты обнародовали совместное заявление, в котором отметили опасность реагирования на возможные провокации со стороны непризнанной республики. «Мы пытались привлечь внимание мировой и молдавской общественности к ситуации с Приднестровьем, чтобы это не вышло из-под контроля», — рассказывает Чиботару. Он убежден, если Молдавия и ЕС подпишут соглашение об ассоциации, то приднестровская власть не будет иметь причин для нагнетания конфликта, будет вынуждена смириться с этим и вернуться к политике «малых шагов» или к окончательному урегулированию этой ситуации. «Потому что тогда у них отпадет возможность служить форпостом России. Просто исчезнут причины для нагнетания ситуации», — говорит Чиботару.

В Молдавии считают, что ЕС и Украина могут содействовать разрешению этого конфликта. Министр иностранных дел Украины Леонид Кожара, который в настоящее время председательствует в ОБСЕ, призывал международное сообщество объединить усилия и не допустить усиления конфликта в Приднестровье. Между тем, Украина, которая провозгласила активизацию диалога относительно урегулирования приднестровского конфликта одним из приоритетов своего председательства в ОБСЕ, не может похвастаться успехами.

«Одной из главных целей председательства Украины в ОБСЕ было достижение прогресса в урегулировании приднестровского конфликта. Однако события, которые произошли за последние полгода, показывают, что для этого недостаточно как политической воли Украины, так и профессионализма наших дипломатов, которые бы могли действительно сделать если не прорыв, то существенный шаг в направлении развития диалога. Последние новости, которые поступали из Приднестровья, указывают на то, что максимум, на что может рассчитывать Украина, — это добиться стабилизации этой ситуации», — отмечает Мельник.

Он считает, что именно Россия заинтересована в продолжении этого конфликта. «Россия хочет использовать Приднестровье как рычаг влияния не только на внутреннюю политику Молдавии, но и как разменную монету в своих переговорах с Западом», — говорит украинский эксперт. В такой ситуации Украине как председательствующей стране в ОБСЕ остается продолжение диалога и поиск новых форматов разрешения этого затяжного конфликта.

Недавнее заострение ситуации в Приднестровье продемонстрировало, что стороны-участницы переговоров не могут решить этот конфликт из-за отсутствия политической воли и четкого плана действий.

Наталія ТРАЧ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ