Днепропетровск далеко от Волыни – малой родины Леси Украинки, но он напрямую связан с историей её семьи. Известный историк и первый директор Днепропетровского исторического музея, академик Дмитрий Яворницкий на протяжении всей жизни поддерживал дружеские отношения с родственниками поэтессы. Он переписывался с её матерью, писательницей Оленой Пчилкой, которая впервые побывала в Екатеринославе ещё с 1891 году. Позднее, проживая в городе на Днепре, Д.Яворницкий хлопотал об устройстве младшей дочери Олены Пчилки - Ольги Косач-Кривинюк на службу в патронаж Екатеринославской земской управы. Свою жизнь сестра Леси Украинки связала с Екатеринославом на целых десять лет — здесь она проживала с мужем и маленьким сыном Михаилом. Будучи врачом, занималась амбулаторным приемом больных, и, по долгу службы в земстве, устраивала судьбу детей-сирот. В то же время, она вела активную общественную работу, направленную на возрождение украинской культуры, являлась хранительницей архива произведений сестры, а впоследствии стала ее биографом. Ольга Косач-Кривинюк дружила и с самим Дмитрием Яворницким. Их теплые отношения сохранились после ее отъезда из губернии в 1921 году.
Сама Леся Украинка в Екатеринославе была только проездом, во время путешествия в Крым в 1891 году. Она побывала на днепровских порогах, которые вспоминала в своих произведениях. С Д.Яворницким Леся познакомилась позже - в Египте. Так сложилось, что в 1910 году историк путешествовал по Греции и Ближнему Востоку. Он хотел увидеть здания, в которых располагались заграничные музеи, чтобы использовать понравившийся проект для постройки нового музейного помещения в Екатеринославе. В это же время в Египте отдыхала Леся Украинка. Здесь и свела судьба двух знаменитых соотечественников-украинцев. На память о встрече в Стране пирамид Д.Яворницкий получил от писательницы трость и общий фотоснимок. Сама же Леся очень красочно и ярко изложила впечатления о великом историке в письме к сестре Ольге и её мужу Михаилу Кривинюку. Вспоминая Д.Яворницкого, Леся писала: «Він завзятий дід. Лазив і на пираміди, і в пираміди, і де його тільки не носило! І це в 60 років і з ревматизмом...»
Бережно храня на протяжении жизни комплекты изданий, книги, подарки и открытки, которые присылали ему Елена Пчилка, Ольга Косач-Кривинюк и сама Леся, Дмитрий Яворницкий невольно положил начало коллекции вещей, связанных с этой семьей. Экспозиция этих раритетов, которая выставлялась в музее, воссоздает атмосферу, в которой жила и творила поэтесса. Мать Ольги и Леси - писательница Олена Пчилка – в 1908 году опубликовала свои воспоминания в издании «Рідний край», назвав их «В гостях у Катеринослава». Днепропетровские исследователи отмечают, что жизнь и творчество трёх украинских писателей из семьи Косач – Олены Пчилки, Леси Украинки и Ольги Кривинюк – тесно переплелись с культурной жизнью Екатеринослава начала ХХ столетия.
Вот что писала в сентябре 1911 года екатеринославская газета “Днепровские волны”, сообщая в небольшой заметке о приезде Олены Пчилки: “В начале этого месяца Екатеринослав посетила известная украинская писательница, редактор “Рідного краю” Олена Пчилка. Уважаемая наша писательница проведала музей им. Поля, где с особым вниманием познакомилась с отделом запорожской старины, слушала песни кобзаря Гр. Кожушка, который ей очень пришёлся по душе. Съездила на Кайдацкий порог, где на берегу осмотрела останки бывшей крепости, построенной поляками и отбитой у них в 1648 г. казаками, а также кайдацкую деревянную церковь, построенную в стародавнем украинском стиле”. О.Пчилка помогала Д. Яворницкому организовать “Просвіту” в селе Мануйливка (тепер Амур-Нижнеднепровский район Днепропетровска). Газета “Днепровские волны” в начале 1911 г. опубликовала текст письма, в котором О.Пчилка поздравила с открытием дома «Просвиты», прислав книжки и 50 рублей денег.
Писательница на протяжении длительного времени была частым гостем Екатеринослава. Её сердце рвалося к дочери Ольге, которая с семьёй жила в Лоцманской Каменке, на окраине Екатеринослава. Младшая сестра Леси Украинки - врач по специальности, писатель, переводчик, этнограф. Обучаясь в Петербургском медицинском институте, была участницей антиправительственных выступлений, подвергалась полицейским арестам. В Киеве познакомилась со студентом медицинского факультета, активным участником революционного движения Михаилом Кривинюком, за которого вскоре вышла замуж. Молодая семья находилась под постоянным надзором полиции. В Екатеринославе супруги сначала поселились в сельской хате, а затем земский патронат построил отдельный дом, двор которого Ольга Петровна превратила в цветущую оранжерею, посадив цветы, клубнику, подсолнечники. К ней приезжали погостить сестры Изидора и Оксана со своими детьми, и другие члени семьи. В патронате Ольге приходилось объезжать на двуколке сёла Екатеринославского и Новомосковского уездов, подыскивая приёмные семьи для сирот и подкидышей, а также лечить больных. Вместе с тем Ольга горячо поддерживала любое общественное начинание, направленное на возрождение национальной культуры. Она была организатором в сельской школе ткацкой мастерской и кружка вышивания. Собранные ей орнаменты народной вышивки вошли в альбом “Українські народні узори з Київщини, Полтавщини й Катеринославщини”, который был издан в Киеве в 1928 году. Вместе с мужем Ольга Косач была активным членом екатеринославской “Просвіти”, входила в её совет и издательскую комиссию. Супруги работали над переводами на украинский язык с английского, французского, чешского языка произведений Ч. Диккенса, Д. Лондона, Ж. Санд, Ш. Перро, С. Томпсона, Р. Киплинга Г.-Х. Андерсена, В. Бенеша, К. Эрбена и других. В течение 1917 - 1920 годов. книги этих авторов увидели свет в Екатеринославе. Это были сказки и рассказы для детей, иллюстрированные рисунками местного художника М. Погрибняка. Содействуя популяризации украинской литературы, в первую очередь для детей, Ольга Кривинюк издала в Екатеринославе произведения Олени Пчилки, а также книжку Г.Григоренко (Александры Судовщиковой, жены брата Михаила Косача) “Дітки. Збірничок для дітей” (1918). Кроме того, в Екатеринославе ею были напечатаны “Стародавня історія східних народів” (1918) – учебник, написанный 19-летней Лесей Украинкой для своих младших братьев и сестер, и первое отдельное издание драматической поэмы “Боярыня» (1917), долгое время запрещённой цензурой.
На протяжении длительного времени семья Косачей поддерживала дружеские и творческие отношения с общественными и культурными кругами Екатеринослава после того, как они оставили Лоцманскую Каменку.
На страницах “Рідного краю” Олени Пчилки в течение 1905 - 1916 гг. печатались прозаические и поэтические произведения екатеринославских писателей. Безусловно, семья Косачей внесла свой незаурядный вклад в возрождение национальной культуры и просветительского движения на Екатеринославщине, а для её членов в течение десяти лет Лоцманская Каменка была ещё одним “родовым гнездом”, как и хутор Зеленый Гай или Колодяжное на Волыни, считает исследовательница Наталья Василенко.
Не случайно, ещё десять лет назад днепропетровский краевед Микола Чабан, написавший книгу об екатеринославской «Просвите», поставил вопрос о том, чтобы дом в Лоцкаменке, где проживала с семьей родная сестра Леси Украинки, превратить в Музей семьи Косачей. Идею поддержали местные писатели, краеведы, представители общественности, а один меценатов – предприниматель, занимающийся издательской деятельностью, решил выкупить у властей старинный особняк. До этого одноэтажное строение на окраине Днепропетровска не привлекало особого внимания, но интерес к нему, вероятно, пробудил чиновничьи инстинкты. Дело обросло такими бюрократическими препонами, что меценат со временем махнул рукой. Следом объект, стоящий на земельном участке, был продан другим покупателям, а затем … снесён. Таким образом, Днепропетровщина утратила ещё один памятник украинской истории и культуры, долгие годы предававшийся забвению. Впрочем, о семье Косачей у днепропетровцев осталась благодарная память, которую стереть или уничтожить не так-то просто.