Дискуссии относительно внедрения образования по профессиональной направленности в украинской школе продолжаются не один год. Некоторые учебные заведения уже давно практикуют подобные нововведения, мотивируя это требованиями времени и успешным опытом в образовательной сфере западных коллег. Другие считают, что такая система школьного образования в Украине в значительной мере ограничивает мировоззрение выпускника и не отвечает запросам отечественного рынка труда. Ведь в нашей стране спрос на универсальных специалистов более высокий, чем на узкоспециализированных, как, например, в Европе.
О целесообразности профильной школы в Украине, внедрении новых стандартов начального, базового и полного общего среднего образования говорили 2-го августа в Национальном университете «Острожская академия» во время общественного диалога «Украинская школа — реалии и шаги к качественному образованию». В мероприятии приняли участие заместитель Министра образования и науки Украины Борис Жебровский, представители педагогической общественности Ровенской, Волынской, Тернопольской и Хмельницкой областей.
По словам Бориса Жебровского, реформирование украинского образования началось еще три года назад с дошкольного обучения. В прошлом году — частично реформировали начальное образование, внедрив новые учебные программы. В этом году изменения ожидают базовое образование. Дальше — планируют реформировать обучение в 10—11 классах, которое будет полностью профильным. То есть ученики будут иметь право выбора определенного направления, которое станет заодно и подготовкой их к приобретению будущей профессии. Следовательно, Министерство образования и науки выберет тот вариант концепции профильной школы в Украине, который предложат рабочие группы в составе компетентных учителей и ученых.
«Для того чтобы реализовать новую концепцию профильного образования, Министерство работает над улучшением материально-технической базы в украинских школах. Все учреждения фактически обеспечены учебниками в соответствии с новыми программами», — утверждает Борис Жебровский.
Одним из самых тяжелых шагов к внедрению таких реформ Борис Жебровский считает проблему переподготовки учителей, которой занимаются Институты последипломного образования, ведь каждый педагог по-разному реагирует на такие перемены. Еще одной проблемой украинского образования в целом, по мнению чиновника, является вопрос престижа профессии учителя, которая чрезвычайно изнурительная, сложная в психологическом аспекте и низкооплачиваемая. Впрочем, свободных вакансий в школах фактически нет — не из-за популярности педагогической профессии, а из-за существенного уменьшения количества учеников. «У выпускников педагогических университетов часто возникают проблемы с трудоустройством. Это не вызывает особого удивления, ведь, например, в 1991 году было 6,3 млн школьников, а в этом году — лишь 4 млн. Также в школе работает много учителей пенсионного возраста», — констатирует Борис Жебровский.
Хотя концепция профильной школы в Украине базируется на заимствовании позитивного опыта зарубежья, однако она требует значительной ответственности со стороны учителей, школьных психологов и родителей, чтобы ученики могли окончательно определиться с видением своего будущего, считают участники общественного диалога. Также реализация концепции требует привлечения значительных финансовых ресурсов.
Окончательный вариант проекта концепции профильной школы в Украине Министерство образования и науки планирует утвердить 27 августа во время заседания коллегии.