Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Роковая разгерметизация

Авария на «Стироле» отражает деградацию системы управления безопасностью в Украине, — эксперт
8 августа, 2013 - 15:01
Фото с сайта stirol.net

О том, что на горловском «Стироле» произошли выбросы аммиака, первыми написали жители города в социальную сеть Twitter. «На «Стироле» большие выбросы аммиака — будьте осторожными», — сообщил пользователь Павел сразу после аварии. «Ад. Живу под самым «Стиролом», в моем жилом квартале перекрыли выезд транспорта. Однако легковые автомобили ездят, словно ничего не случилось», — написал Алекс Ткачев. Информация в МЧС появилась, по-видимому, последней.

Как сообщают горловчане, сначала на заводе была паника, никто не понимал, что именно случилось и насколько серьезной является авария. Однако через 20 минут последствия были ликвидированы. Пять человек погибло, в больницу обратилось еще двадцать, девять из которых в реанимации (по состоянию на 8 час утра среды). На момент аварии на заводе находилось сто человек.

Причина выбросов — разгерметизация трубопровода жидкого аммиака, что произошло во время ремонтных работ. Почему она произошла, пока что неизвестно. По предварительным данным, определяющим оказался или технологический, или человеческий фактор. На данный момент открыто уголовное дело по части 2 статьи 272 УК Украины — нарушение правил безопасности во время выполнения работ с повышенной опасностью. Виновники за преступление могут получить семь лет заключения.

По официальным данным, угрозы для населения отсутствуют.

Завод «Концерн Стирол», который входит в холдинг OSTCHEM (объединяет активы азотной химии Group DF), является одним из городообразующих предприятий. Выбросы — одна из самых больших проблем города. Впрочем, в 2011 году был заявлен путь на модернизацию. У завода появились новые собственники и инвестиции. В конце прошлого месяца председатель правления концерна Сергей Павлючук называл цифру — более 100 миллионов гривен, которые за два года были выделены на капремонт. Как сообщает РБК, по словам Олега Кикты, финансового директора Ostchem, в результате усовершенствований годовая экономия газа будет зависеть от количества выпущенного в цехе аммиака и будет составлять от 10 до 20 млн куб. м газа: «Экономический эффект от этой инвестиции будет составлять от 35 до 70 млн грн в год. Поэтому вложения в капремонт достаточно быстро окупятся. По нашим расчетам — за несколько лет. Но это не просто вопрос экономии. Это вопрос конкурентоспособности нашей цены на мировых рынках». Еще один плюс от новых инвесторов — объем убытков завода значительно уменьшился. А как относительно выбросов?

Римма Агейкина, председатель Горловской городской организации Детская экологическая ассоциация «Зелена країна» говорит, что несмотря на это, количество выбросов не сократилось. «Мы постоянно живем в незнании, что происходит на заводе. О том, что сегодня произошли выбросы, мы понимаем по количеству «скорых» на дорогах — сразу реагируют сердечники и маленькие дети. Люди, которые живут около Стирола, почти ежедневно чувствуют противный запах. Наша главная проблема в том, что люди настолько ко всему привыкли, что не могут требовать правды: что случилось, как и когда. Завод — едва ли не единственный, где в Горловке можно работать. На заводе утверждают: были сигналы, однако эти сигналы никто никогда не слышит. Если бы нам говорили правду, мы бы могли уберечь себя и выполняли бы правила безопасности», — прокомментировала ситуацию по телефону общественный деятель.

Александр Багин, заместитель председателя Украинской экологической ассоциации «Зелений світ» комментирует: «Насколько я знаю, эта авария не несет большой угрозы для города. Проблема в данном случае локальная, техногенная. Небольшие выбросы были. Но, учитывая тот факт, что в это время в городе не было ветра, туча повисела над заводом и расщепилась. Самые значительные выбросы всегда происходят ночью или в выходные, когда это никто не контролирует. После того, как провели административную реструктуризацию, и ликвидировали управления экологии, которые по факту мониторингом занимались постоянно, эту проблему никто не отслеживает. Осталась только экологическая инспекция, которая занимается тем, что проверяет лишь постфактум. Поэтому на данный момент нет ни одного государственного контролирующего органа, который бы проводил мониторинг выбросов и экологической ситуации».

Горловка — один из наиболее загрязненных городов. Улучшить экологическую ситуацию одним законом или новыми инвесторами уже не получится. Хотя и без первого, и без второго, ситуацию уже точно не улучшить. Но сколько таких заводов в Украине, которые нуждаются и в ремонте, и в «открытом» руководстве, которое могло бы, по крайней мере, позаботиться о достаточном количестве кислородных масок или противогазов. В стране давно уже нужно было заменить старые технологии новыми. И если в дальнейшем этого не делать — таких «хлопков»-сигналов будет больше, причем более серьезных.


КСТАТИ

Дмитрий Фирташ подчеркнул, что в безопасность труда в химические предприятия Group DF были инвестированы значительные средства. «В химическую промышленность вложили 3 млрд. грн., из них — 30% в безопасность труда», — отметил бизнесмен.

Дмитрий Фирташ, председатель совета директоров и собственник группы компаний Group DF:
«Это — не человеческий фактор. Это — износ металла. Состояние аммиакопровода должно было проверяться лишь в 2014 году», — отметив, что будет инициировать пересмотр инструкций в химической промышленности, касающихся сроков проверки оборудования.
ФОТО КОСТЯНТИНА ГРИШИНА.

Он сообщил, что о произошедшем на «Стироле» диспетчеры предприятия оповестили специальные службы в считанные минуты, а авария были ликвидирована в течение 20 минут. Бизнесмен сообщил, что он и руководство предприятия окажут поддержку семьям пострадавших сотрудников концерна.

Для недопущения подобных аварий в будущем на предприятиях химической отрасли Украины Дмитрий Фирташ намерен инициировать пересмотр инструкций по обеспечению безопасности. Также бизнесмен намерен оказать поддержку городским больницам.


Авария на «Стироле» — случайность, которая отражает закономерность деградации системы управления безопасностью в нашем государстве, считает кандидат физико-математических наук, доцент кафедры землеведения и геоморфологии КНУ им. Тараса Шевченко Юрий Костюченко.

«Аварии с аммиаком — достаточно распространенная вещь. Ежегодно их происходит около трех сотен в мире», — отмечает эксперт. По его словам, статистика свидетельствует, что в Украине в год случаются от 3 до 5 более-менее заметных аварий (таких, фиксируемых статистикой) с аммиаком.

«Но частота аварий — это функция, во-первых, нагрузка на объект или система, в которой происходит опасное событие, и во-вторых, износ этой системы (инфраструктуры и оборудования). И если износ можно считать возрастающей функцией во времени, то нагрузка зависит от рыночной конъюнктуры и от не-рыночных механизмов управления хозяйством (например, монополист или олигарх может позволить себе нерентабельные с точки зрения рынка методы управления имуществом и при этом не потерять доходность в искаженной экономической модели). В таком случае имеет смысл предусмотреть рост количества техногенных аварий, в первую очередь, к сожалению — масштабных, в наших условиях», — отмечает Костюченко.

«При этом отсутствие как существенного контроля безопасности производства, так и общего управления безопасностью на уровне государства, делает неизбежными значительные экономические потери и, возможно, человеческие жертвы. Это тот случай, когда курс на воссоздание советской системы гражданской обороны вместо внедрения комплексной социально-экономической и социо-экологической стратегии управления рисками катастроф является контрпродуктивным. Отказ от централизованных экономических рычагов влияния на системную безопасность неизбежно приведет к системному коллапсу в современных условиях», — пишет ученый в Facebook.

Он также отметил, что обнародованный СМИ факт руководства выяснением причин аварии представителями прокуратуры вызывает некоторое недоумение. «Есть вещи, которые должны делать специалисты. И только выводы, полученные в рамках независимой экспертизы, должны стать, или не стать основанием для осуществления дела. Найти (а лучше — назначить) виновника — всегда легко. Гораздо труднее — выяснить системные причины, которые привели к катастрофическим последствиям, рекомендовать меры, которые повлияют на движущие силы катастроф, то есть не допустить в будущем возникновения обстоятельств, приводящих к авариям. Этого прокурор сделать не может», — считает Костюченко.

Вместе с тем ученый отмечает, что даже несмотря на низкую компетентность мероприятий по ликвидации аварии, масштабной катастрофы не произошло.

«В частности потому, что аммиак имеет низкие горючие свойства в виде газовоздушной смеси. Нормальная скорость горения смеси составляет около 0,1 м/сек, возгорание происходит при содержании аммиака в воздухе от 15 до 28%, температура зажигания составляет 6600С, аммиак не имеет свойств к диффузному горению, т.е. гаснет при отсутствии источника зажигания. Жидкость вообще трудногорючих, она прекращает горение при прекращении кипения. При загорании аммиака в ограниченном объеме возможно возникновение ударной волны, но в открытом пространстве этого не происходит. Вообще, статистика чрезвычайных ситуаций свидетельствует, что все аварии на объектах с аммиаком, связанные исключительно с разгерметизацией оборудования, проливом, выбросами на территорию и / или помещения с последующим токсическим поражением людей. Не зафиксировано достоверных случаев взрывов при выбросах аммиака даже при наличии источников зажигания. То есть, после первичного выброса и основного взрыва в течение 20—30 минут источник зажигания был ликвидирован а концентрация аммиака в воздушной смеси снизилась ниже критической», — пояснил он.

Однако Костюченко отметил, что с токсическим воздействием аммиака — другая ситуация.

«Он является сильным токсикантом (по общей санитарной классификации относится к третьей группе, подгруппе А, класса опасности 4). Вызывает раздражение и ожоги глаз (опасная концентрация 0,28 мг / л), слизистых оболочек (0,4 мг / л) и кожи (1,2 мг / л). В больших концентрациях (4,5 мг / л в течение часа) вызывает быструю гибель от рефлекторной остановки дыхания. Предельные концентрации аммиака в воздухе составляют от 0,02 (производственные помещения) до 0,0002 (открытые участки) мг/л, в воде от 0,1 (рыбохозяйственные водоемы) до 0,2 мг/л (санитарно-бытовые водоемы). Порог восприятия человека составляет около 0,035—0,04 мг/л. То есть здоровый человек чувствует опасность заранее и, если может, избегает ее», — рассказал он.

Екатерина ЯКОВЛЕНКО, «День» Донецк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ