Торговые сюрпризы с российской стороны для украинских производителей продолжаются. Вчера советник президента России Сергей Глазьев заявил, что Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана в случае подписания Киевом Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС будет вынужден ужесточить таможенный режим с Украиной, если что-то вообще может выйти из зоны свободной торговли с этой страной. «И изучением этого вопроса уже занимается Евразийская экономическая комиссия», — сказал он в интервью одному из украинских изданий.
Причина прощания со свободной торговлей с Россией более чем прогнозируемая: во избежание реимпорта европейских товаров через украинскую территорию. «Многие проекты, которые мы наметили совместно с украинскими партнерами (включая атомную энергетику, оборонно-промышленный комплекс, ракетно-космическую, авиационную промышленность) будут пересматриваться в сторону их сокращения. Потому что Украина берет на себя слишком жесткие обязательства по части выполнения европейских технических регламентов и следования европейской оборонной и внешней политики», — озвучил полный список отраслей, которые потеряют российский рынок, Глазьев. При этом он забыл упомянуть, что в этом случае проиграют и российские предприятия. Ведь много из них могут успешно работать только в кооперации с отечественными производителями.
Так что вопрос — блефует или рванет новая товарная блокада — остается открытым. Наверняка, понимая всю серьезность данных обещаний для обеих сторон, Россия не идет на радикальные шаги в важных для ее экономики отраслях.
Тем временем пока украинские конфетчики передыхают от натиска мытарей Белокаменной, похоже, что под пристальный контроль таможенных органов (на сей рас в Казахстане) попали другие украинские экспортеры. «Мы сейчас остановили ввоз украинской птицеводческой продукции», — сообщила во вторник в Астане вице-министр сельского хозяйства Казахстана Гульмира Исаева. Как сообщил «Интерфакс-Украина», со ссылкой на данные Минсельхоз Казахстана, в режиме усиленного лабораторного контроля попала продукция ЧАО «Мироновская птицефабрика», ООО «Агромакс эксим» и ООО «Тавр Плюс».
Наученная «конфетным» вопросом Государственная ветеринарная и фитосанитарная служба Украины сразу же заявили о проведении дополнительной проверки украинских производителей курятины. «Дополнительные проверки проведут в связи с тем, что во время транспортировки или растаможивания, скорее всего, была нарушена целостность упаковки или температурный режим при транспортировке на территории Казахстана», — говориться в сообщении Министерства аграрной политики и продовольствия Украины на данную тему.
Но тут надо напомнить тем, кто, может, забыл: Казахстан — это одна из трех стран-участниц Таможенного союза, в котором, по словам экспертов и политологов, негласно заправляет Россия. Следовательно, не исключено, что снизив натиск на одном торговом фронте, «сверху» пошло негласное указание наступить на другом, чтобы, так сказать, через крупный бизнес выработать в украинской власти сговорчивость по поводу ТС и евроинтеграции. Но это все предположения, которые сами птицеводы отрицают.
Председатель совета директоров ассоциации «Союз птицеводов Украины» Александр Бакуменко заявил «Дню» следующее: «Сегодня нет никакого запрета. Есть временное ограничение. Разбираемся в ситуации. Нет пока никаких проблем. Сейчас ожидаем решения. Есть временное ограничение. Они там в чем-то разбираются. Не один раз такие ситуации были. Я думаю, что в течении 3-5 дней ситуация решиться». На реплику корреспондента издания, не видит ли он за этом политических факторов, Бакуменко резюмировал, что речь идет всего лишь о внутренних взаимоотношениях между контролирующими службами двух стран, которые решаться в течении пяти дней. «Там никаких проблем. Это жареные факты... В качестве мяса украинской птицы мы уверены», — говорит он. Бакуменко также уточнил, что за полгода экспорт мяса птицы в Казахстан составил около 13 тысяч, из которых около 9—10 тысяч — продукция МХП.
«День» обратился за комментариями к руководителю департамента по роботе с инвесторами и СМИ компании MХП Анастасии Соботюк. «Мы не даем комментариев», — ответила она.