Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Гаснут взлетно-посадочные...

Государственная авиационная служба Украины продолжает фиксировать увеличение пассажиропотока в украинских аэропортах, но...
17 сентября, 2013 - 11:50
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА

По официальным данным регулятора, в августе он увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7% — до 1,86 млн человек. Ранее сообщалось, что за семь месяцев этого года пассажиропоток вырос на 4,1% и составил 8,07 млн человек. Позитивную динамику чиновники объясняют «либерализацией процессов взаимопонимания между участниками рынка и государственными регуляторами», маркетинговой политикой лоукостеров, а также модернизацией аэропортов к футбольному чемпионату Евро-2012. «Мы осуществили ряд согласованных и эффективных шагов, которые позволили предложить авиапассажирам широкий выбор удобных и комфортных маршрутов. Кроме того, расширился выбор уровня цен и сервиса авиакомпаний», — заявил министр инфраструктуры Владимир Козак. И пообещал, что следующим шагом станет реконструкция региональных аэропортов, которая позволит увеличить пассажиропоток.

За два года ожидается 7 млрд грн инвестиций в отрасль: на строительство взлетно-посадочных полос для дальнемагистральных самолетов в Одесском (1,68 млрд грн) и Днепропетровском аэропортах (1,41 млрд грн), реконструкцию терминала и ВПП аэропорта в Симферополе (более 1,4 млрд грн), модернизацию Луганского аэропорта (0,5 млрд грн). А за 10 лет правительство планирует потратить на украинские аэропорты 13,5 млрд грн из бюджета и привлечь еще 4 млрд грн частных инвестиций. За бюджетные деньги модернизируют аэродромные комплексы, за частные — инфраструктуру аэропортов.

Понятно, что каждому из региональных аэропортов нужны значительные средства на разные потребности — реконструкцию полос, обновление зданий аэровокзалов, приобретение техники и т. п. Однако улучшать статистику, по всей видимости, будут те же 8 основных аэропортов, которые в настоящее время обеспечивают около 98% пассажирских авиаперевозок: «Борисполь», «Днепропетровск», «Донецк», «Киев» (Жуляны), «Львов», «Одесса», «Симферополь» и «Харьков». Ведь даже если профинансировать другие аэропорты в полном объеме, толп пассажиров не будет: для необходимого пассажиропотока банально нет достаточного количества обеспеченных людей. В некоторых аэропортах надеются на то, что со временем им удастся стать хабами, при этом они даже конкурируют между собой. Так, Луганская областная власть заявила, что местный аэропорт может стать базой для «расширения азиатских направлений». Соединять Европу с Россией и Азией готов и «Аэропорт Хмельницкий». В центре воздушных трасс, которые соединяют Западную Европу с Центральной Азией и Ближним Востоком, находится Николаев. Но воплотить это в реальность им так и не удалось. К тому же даже аэропорт «Борисполь», в котором уже сегодня выполняются стыковочные рейсы, загружен не на полную мощность.

Понимая, что на пассажиропоток особо рассчитывать не приходится, в региональных аэропортах надеются на интерес к ним со стороны грузоотправителей. Например, из «Аэропорта Сумы» областная власть когда-то обещала сделать международный центр авиационных перевозок и логистики. Ставку на грузовой авиатранспорт делают также в Черкассах, Виннице, Херсоне, Ивано-Франковске и аэропортах некоторых других городов. «С учетом того, что отечественные грузоотправители не могут обеспечить им серьезные грузопотоки, наши аэропорты рассчитывают на грузы транзитные. Но для создания хаба наличия самого по себе аэропорта недостаточно, есть и другие необходимые условия: удачное географическое расположение, достаточная для приема дальнемагистральных самолетов полоса и т. п.», — подчеркивает эксперт в авиационной отрасли Артур Винюков-Прощенко.

Если говорить о географическом расположении, то Украина интересна, скажем, азиатским странам, поскольку находится вблизи лагеря европейских государств, с которыми ведется активная торговля. Но воздушные трассы проходят и над ближайшими соседями, которые тоже имеют аэропорты и готовы вести борьбу за инвестиции и грузопотоки. Например, этим летом белорусские СМИ сообщали об интересе инвесторов к аэропорту города Гродно, который могут «включить в европейскую логистическую сеть». Предполагается создание логистического центра для обслуживания, обработки и доставки грузов воздушным, железнодорожным и автомобильным транспортом. Преимуществом этого аэропорта является близость границ Евросоюза — он расположен в нескольких десятках километров от Литвы и Польши. Конечно, «интерес», «намерения», «планы» в таких вопросах вовсе не означают реализации задуманного. Украинская власть тоже раньше говорила об интересе инвесторов к тому же Сумскому аэропорту, но до дела так и не дошло. Однако, как отмечает Винюков-Прощенко, Беларусь имеет все же больше шансов привлечь инвесторов, чем Украина. «Инвестор должен быть уверен, что вложения окупятся через 10—15 лет, а в Беларуси все намного более прогнозируемо, чем здесь. Кроме того, у нас более высокая стоимость аэронавигационных услуг (обеспечение взлета-посадки самолета) и топлива, поэтому приземляться здесь для дозаправки не выгодно», — говорит эксперт.

Впрочем, на сегодняшний день инвесторов найти сложно как Украине, так и ее конкурентам — грузопотоки пока далеки даже от докризисных показателей. Так что если компании справляются с доставкой грузов при нынешних условиях, то каких-либо радикальных изменений стоит ожидать только по окончании мирового финансового кризиса.

Привлечь же частных инвесторов в каждый из имеющихся в Украине аэропортов в ближайшие годы вряд ли получится. Есть сомнения даже в целесообразности части планируемых расходов. Так, экс-министр транспорта и связи Иосиф Винский убежден, что государству стоило бы инвестировать только в ключевые аэропорты, где в перспективе будет увеличиваться пассажиропоток. А три года назад мэр Николаева Владимир Чайка и первый заместитель городского председателя Херсона Василий Котенков высказывали мнение, что целесообразнее иметь один аэропорт на две области, но современный и высокотехнологический — их аэропорты находятся достаточно близко друг от друга.

Кстати, «Херсон», который несколько лет не функционировал, возобновил работу только в апреле этого года. Но буквально на днях появилась информация о том, что из-за неготовности аэропорта работать в холодное время года полеты в Москву, которые осуществляет «Мотор-Сич», будут на зиму приостановлены. А это единственный регулярный рейс аэропорта.

Единственным регулярным рейсом «Николаева» тоже был рейс в столицу России, но в мае компания «ЮТейр» его закрыла. Недавно аэропорт «прославился» тем, что на территории его склада горюче-смазочных материалов стали выращивать свиней и породистых собак. И на вопрос журналиста «Николаевских новостей» о том, где же тогда хранить топливо, один из сотрудников ответил, что на складе его не более ста литров, а некоторые емкости не наполнялись с советских времен.

Андрей МУРАВСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ