Правительство внесло на рассмотрение парламента законопроект «О государственном бюджете на 2014 год» №3000. Надо сказать, что формально Кабмин вписался в отведенное для бюджетного процесса время и за день до завершения срока (14 сентября) передал его в Раду. Однако ни текст документа, ни финансовые расчеты к нему не были обнародованы на сайте парламента или Кабмина. Даже более того, сразу после регистрации в парламенте проекта госбюджета Кабмин «заблокировал» бюджетный процесс. Председатель Верховной Рады Владимир Рыбак по просьбе премьера Николая Азарова вернул документ на доработку. Поэтому кроме основных макроэкономических показателей больше ничего в информационном пространстве нет. Напомним, что на следующий год правительство определило главные макроэкономические показатели так: рост ВВП — 3%, инфляция — 8%, дефицит бюджета — 2,7% от ВВП, уровень госдолга — 32,4% ВВП. Пенсионному фонду из бюджета перечислят 87 миллиардов грн. Курс гривни и цена газа — неизвестны.
По словам политолога, директора Института глобальных стратегий Вадима Карасева, особенность украинского бюджетного процесса конца 2013 года заключается в том, что это — первый государственный бюджет, который формируется в условиях экономической рецессии и спада промышленного производства основных украинских отраслей. При таких условиях говорить о росте доходов в бюджет непросто. «Но аппетиты у основных экономических игроков остаются такими же, как и были. Чем меньше бюджетный пирог, тем больше борьбы за него, прежде всего со стороны лоббистских бизнес-структур. Есть разные политико-экономические группировки. И они хотят сохранить свое влияние. Поэтому вокруг госбюджета и его расходной части будет серьезная лоббистская борьба», — пророчит политолог. В таких условиях, убежден он, правительству будет очень не просто действовать, потому что отечественная экономика дошла до своего предела продуктивности и демонстрирует закон «убийственной отдачи». Не очень оптимистичны и прогнозы ВВП, потому что, по его мнению, никто не может сказать, каким будет экономический рост. Все это приведет к тому, убежден эксперт, что в 2014 году следует ожидать «бюджет максимального напряжения последних экономических резервов страны, потому что экономика уперлась в стену ограничений. «Бюджет экономической стагнации с попыткой обеспечить более-менее благоприятные условия для социальной сферы накануне президентских выборов», — так охарактеризовал главное направление бюджета на 2014 год Карасев.
Почему правительство скрывает от общественности бюджет? Что такого секретного в этом документе, чего не должен знать каждый украинец, который платит государству налоги? Возможно, причина в том, что дискуссии вокруг наполнения бюджета могут оказаться достаточно ажиотажными? Ведь, определяя основную задачу для бюджета на следующий год, Президент Украины Виктор Янукович заявил: «В Украине, как и в мире, бурлит экономический кризис ... Наша главная задача в этой ситуации — сделать все, чтобы жизнь у людей как минимум не ухудшалась... Бюджет 2014 должен быть не хуже, чем бюджет 2013 года, а лучшим». А выполнить это задание в нынешних экономических реалиях даже виртуозам экономического дела не просто.
КОММЕНТАРИИ
«РАССЧИТЫВАТЬ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ СМОГУТ ЛИШЬ ИЗБРАННЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ»
Андрей НОВАК, председатель Комитета экономистов Украины:
— Подготовка бюджета говорит о том, что правительству, наверное, очень трудно подобрать объективные текущие данные о состоянии украинской экономики, на основе которых разработаются макроэкономические параметры на 2014 год. Правительство не рассчитывало, что все базовые нынешние экономические показатели будут намного хуже от прогнозируемых раньше, потому сейчас ломает голову над тем, как представить украинскому обществу нереалистичный бюджет 2014 года. Ведь настоящий документ демонстрирует падение национальной экономики...
Для каждого гражданина этот проект означает, что не будет адекватных темпов развития минимального прожиточного минимума, от которого «танцует» целый ряд социальных показателей, например, минимальная зарплата. Как следствие, рост доходов населения будет незначительным на протяжении 2014 года.
Для бизнеса бюджет с озвученными макропоказателями также не предвещает ничего оптимистичного. В 2014 году для предпринимателей сработает фактор выживания. Ведь за средства государственного и местного бюджетов в будущем году очень мало будет заказов и закупок для отечественных производителей. Поэтому бизнес останется один на один со своими проблемами. Рассчитывать на государственную поддержку в разных формах смогут лишь избранные предприниматели. И это все сопровождается оттоком иностранных и отечественных инвестиций из Украины. Поэтому перспективы для бизнеса на 2014 год достаточно пессимистические. Единственная надежда, что после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС на политическом уровне будут выполняться поставленные условия и постепенно возобновится сотрудничество с МВФ и другими кредиторами. Поэтому надежда на возвращение инвесторов в Украину в будущем году есть.
Наибольший вызов для бюджета 2014 года, на мой взгляд, — его реалистичность. Как и в 2013-м, в будущем году придется проводить секвестр бюджета или пересматривать его основные показатели.
«Я ЕЩЕ НЕ ВИДЕЛА ПРОЕКТ БЮДЖЕТА»
Оксана КАЛЕТНИК, первый заместитель председателя парламентского комитета по вопросам бюджета:
— Я еще не видела проект бюджета. Мое обращение к председателю Секретариата бюджетного комитета завершилось ничем. Почему Кабмин не представил проект бюджета на сайте парламента? По моему мнению, правительство не хочет вести дискуссию с депутатами. Это еще раз подчеркивает, что мнение парламента для КМУ не интересно. Исполнительная власть считает его нецелесообразным, неэффективным и недостойным обсуждения.
Почему не готовы к обсуждению? Это — неготовность торговать с политическими фракциями.
Разработчики действуют по принципу «чем меньше времени будет документ в Раде, тем меньше депутаты на него наговорят»... Характеризуя озвученные макроэкономические параметры, хочу сказать, что часть нынешнего госдолга сформировалась не сегодня, а все внешние долги — это следствие политики проедания. Накопление задолженности сокращает золотовалютные резервы, потому что если весь наращенный экономический рост «сдать», то с чего же тогда зарабатывать валюту?
Заложенный в проекте бюджета показатель государственного долга нереалистичен. Думаю, он будет большим. Насколько — зависит от геополитического выбора Украины и реакции на него России. Если Россия действительно включит все экономические рычаги, как и обещала, то в украинском бюджете может образоваться «дыра» в 10 миллиардов долларов. И эта дыра, конечно, повлияет на объем внешних займов, потому что 3% роста ВВП не хватит, чтобы ее покрыть. Экономический рост на уровне 3% ВВП (то есть в целом 1,67 триллиона гривен), тоже, вряд ли, реальный показатель. Сколько себя помню, он никогда не закладывался в бюджет реалистичным. По моему мнению, самым большим вызовом для бюджета станет геополитический выбор Украины. И сейчас следует готовить несколько сценариев развития бюджетной политики.