Креативный продюсер программы о людях с ограниченными возможностями «Жизнь на равных», которая выходит на Первом Национальном канале, рассказал «Дню», почему из эфира исчезла передача, реально ли создать в Украине отдельный телеканал для инвалидов и какие на самом деле должны быть медийные проекты в этом направлении, которые имели бы общественный резонанс и реально помогали адресатам.
— Стало известно, что проект «Жизнь на равных» сейчас находится в так называемом творческом отпуске. С чем это связано?
— Да, сейчас мы и в самом деле на каникулах, а в эфир выходят повторы. Проект «Жизнь на равных» был пробным, мы выпустили его больше на энтузиазме. Теперь ищем спонсора, чтобы сделать передачу более качественной и системной.
— Достиг ли твой телепроект поставленной цели?
— Конечно же, результат был, ведь импульс, который давал наш проект, вдохновлял людей двигаться вперед, несмотря ни на что. Хотя в большей степени «Жизнь на равных» была рассчитана именно на здоровых. Тех, которые нередко стесняются таких людей, даже если это — их родственники или дети. Думаю, в этом виновато само общество, которое очень медленно избавляется от советских стереотипов. Несмотря на то, что по официальной статистике практически 10% населения Украины является инвалидами, стена неприятия таких людей в Украине очень высокая. А вот на Западе такого барьера вообще нет. Наша цель — с помощью телепроекта изменить такое положение вещей.
— Реально ли в Украине создать отдельный телеканал для людей с ограниченными возможностями?
— Пока что мы планируем постепенно интегрировать на национальные каналы наши отдельные тематические проекты. Но и о нишевом телеканале, безусловно, думаем. Кроме того, и в самом деле есть примеры создания таких каналов в других странах. В соседней России, например, есть канал «Инва ТВ», но он создан административными методами. Это видно и по готовому продукту. Мы бы этого, конечно, не хотели. Что же касается каналов-соответствий на Западе, то там совершенно другая ситуация: их поддерживают общества, и они там функционируют как общественное телевидение, хотя и достаточно локально.
Вообще, сейчас мы думаем о более эффективных живых проектах. В частности, планируем съемки документального фильма о жизни параолимпийцев. Известного кинорежиссера Сергея Буковского уже заинтересовала эта идея, и он сказал, что готов снимать... Теперь мы изучаем тему. Очень хочется сделать хороший фильм на фестиваль, чтобы наших героев увидели и другие люди непосредственно в кино. В этом случае нам кажется, было бы и эффективнее сделать именно короткую недорогую работу, чем городить канал с помощью государственных денег.
— Как бы ты охарактеризовал тех людей с ограниченными возможностями, с которыми сотрудничал во время съемок «Жизни на равных»?
— У паралимпийцев очень прогрессивные мысли, они умеют мыслить и, что важно, во всем полагаются, прежде всего, на себя, а не на государство или кого-то из родных. Я бывал у них дома, видел, как они живут, и могу с уверенностью сказать, что намного больше «увечий» видел в головах именно здоровых людей... А у людей с ограниченными возможностями я их не увидел. Совсем.
Лично мне было бы интересно сделать какой-то проект ради реализации их мечты. Знаете, желания людей с недостатками на самом деле очень маленькие, такие, которые для здорового человека практически ничего не значат. Например, попасть на концерт своего любимого певца или, скажем, посмотреть Париж. Для многих это действительно нереально, а вот за счет телевидения они могли бы этого достигать, а следовательно, получать шанс вырваться из той среды, как-то реализоваться. Такая социально-бизнесовая модель работает намного лучше, чем какая-то административная. Сегодня такое актуально, и мы этого хотим. Однако что бы я ни говорил, а пока не появится большой капитал, который будет в этом заинтересован, или не произойдут какие-то резкие технологические перемены, до тех пор это будет только на словах...
— Недавно наша сборная вернулась с ХХІІ летних Дефлимпийских игр, которые состоялись в Болгарии. Как ты оцениваешь их успех?
— Уже традиционно наши паралимпийцы входят в первую тройку сильнейших на планете. Это люди, возможности которых ограничила природа или несчастный случай, и порой единственное, что есть в их жизни — это спорт. Представьте только: человек без ног, а бежит... Какая сила духа! С каждым годом паралимпийские игры вызывают все более оживленный интерес и, как показывает статистика, такие олимпиады становятся все более прибыльными.
Возникает вопрос: что у нас не так со «здоровым» спортом? Ведь он почему-то не показывает таких результатов, его достижения фрагментарны, а у паралимпийцев — просто феноменальные. Украинские спортсмены с ограниченными возможностями выигрывают в баскетбол у американцев — это же фантастика какая-то! Кроме хороших спортивных показателей, которые в целом получила Украина, у нас еще и большой медийный успех. Во время дефлимпийских игр американцы предложили нам сотрудничество: им понравился наш продукт (готовили специальные ролики, в том числе и мультипликационные. — Авт.), и уже вскоре они возьмут его в прокат. То есть, несмотря на копеечные бюджеты, мы действительно можем делать что-то ценное. Однако, если бы Валерий Сушкевич, президент Национального параолимпийского комитета Украины, в свое время не собрал талантливую когорту тренеров и менеджеров, которые в результате и создали успешный проект, то ничего бы этого не было.