Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

АГРОХОЛДИНГ с «человеческим лицом»

Опыт соседей: мелкие производители способствуют развитию села, а крупные — внедрению инноваций
31 октября, 2012 - 11:55

Чехия, как известно, страна, где попытались внедрить «социализм с человеческим лицом». А вот недавно, во время очередного научного визита в эту страну, автору представился случай посетить местный аграрный холдинг. Оказывается, что планомерное и постепенное, а значит — органическое развитие сельскохозяйственного предприятия на основе рыночной мотивации и четкой стратегии может принести желаемые результаты. А именно аграрное производство, и даже в животноводческой отрасли, может быть успешным и прибыльным.

Сельскохозяйственный кооператив «Тргови Штепанов» (ZD «Trhovy Stepanov») был хорошо известен еще в годы социалистического хозяйствования на чешской земле. Достаточно успешный и тогда еще средний по размерам кооператив, руководство которого свято верило в действенность и эффективность кооперативных принципов, имело достаточно хорошие производственные и экономические показатели. Поэтому когда наступила обязательная по чешскому закону трансформация сельскохозяйственных предприятий — сразу превратили бывший «социалистический» кооператив в новый, но уже «рыночный».

Первые шаги нового-старого кооператива на рыночном пути были довольно удачными. Не только сохранили производственный потенциал, но, сориентировавшись в новой среде агробизнеса, внедряли все новое и эффективное, воспользовавшись тем, что теперь без проблем можно было привлечь все от развитых европейских соседей. Спрос на сельскохозяйственную продукцию был стабильным, а цены — приемлемыми. Поэтому появились первые прибыли, которые стали основой внутренних инвестиций.

Когда внедряли новые технологии в животноводстве, а особенно выращивании животных — появились значительные прибыли. И сейчас можно удивить отечественного производителя производственными показателями: урожайность пшеницы — более 65 ц/га, кукурузы — 80 ц/га, рапса — 40 ц/га и даже... мака — 11 ц/га. В среднем все 3,5 тысячи коров дают по 10 тысяч литров молока в год. Приросты КРС и свиней (соответственно 980 и 900 грамм/сутки) приближаются к самым высоким европейским показателям.

Прибыль стала стабильной. Что же делать со свободными средствами? Развитие собственного производства имело не только экономические, но и пространственные границы. Но не только логика сельского уклада, но и чешская государственная аграрная политика не поощряет избыточную концентрацию производства. Выход подсказал... экономический кризис. Когда значительная часть сельскохозяйственных производителей, под давлением экономического кризиса, попала под угрозу банкротства — стоимость их активов упала до минимума. И именно тогда кооператив «Тргови Штепанов» скупил почти за 1/10 стоимости акции или паи многих аграрных производителей. А в то же время в самом кооперативе переживал настоящий и неожиданный успех относительно новый бизнес — современная, высокотехнологическая ферма по выращиванию кроликов. Мясо кроля как раз завоевывало симпатии у европейских покупателей. Однако эта продукция требовала не только кроликов и технологически новых решений, но и совершенно новой организации бизнеса. Появилась практика довольно сложных корпоративных отношений. Кооператив перерастал в корпорацию.

Еще одним примером рационального хозяйственного поведения кооператива, а теперь уже холдинга, является даже умелое обращение с отходами производства. Кто знает специфику крупномасштабного животноводства, тот представляет себе всю ее сложность, особенно в экологическом измерении. Отходы производства, а еще в условиях густонаселенной Европы, становятся существенным ограничивающим фактором. Но и на том, что пахнет не очень и выглядит не самым привлекательным образом, научились зарабатывать деньги. Навоз, навозная жижа и мягкие органические отходы стали основой для производства биогаза. На выходе: экономия средств на энергию, тепло и уже безопасное для природы органическое удобрение. Что-то из него на собственные поля, а лучше всего — садовникам и огородникам. Все что можно — продается.

Или еще пример. Жесткие ветеринарные требования Европейского Союза, по словам Зденка Яндейшека, требовали значительных, казалось бы, ненужных инвестиций. Но сегодня холдинг имеет собственные ветеринарную, агрохимическую и продовольственные лаборатории со всеми необходимыми сертификатами. Опосредствовано холдинг оплачивает работу семи «государственных» ветеринарных врачей. Это открывает путь не только в супермаркеты, но и в привлекательный внешний рынок. В то же время многие внешние клиенты, даже местные жители, предприниматели тоже пользуются услугами этих лабораторий.

Какова роль человека в современном бизнесе? — на этот вопрос руководитель холдинга Зденек Яндейшек отвечает примерами. Скажем, он считает, что большинство бизнес-контактов имели длительное время под собой основу личных знакомств. Сейчас овладели более современными способами бизнес-коммуникаций. Но все в дальнейшем основывается на людях.

Во-вторых, все успешные проекты кооператива и холдинга всегда опирались на людей-промоутеров, которые отвечали почти за все, а потом также пожинали плоды достигнутого. Третье мнение и пример вообще из разряда неожиданных — раз в месяц во всех предприятиях и подразделениях бывают дни теоретической подготовки, дискуссий и обучения. Поэтому больше всего в предприятиях группы ценят высокообразованных специалистов и опытных работников. Не жалеют денег на обучение, культурный отдых, досуг и безопасность труда. Но и заботятся о партнерстве и чувстве единой команды. И нужно это видеть, как сурово иерархированные по служебной позиции люди вечером вместе сидят в традиционной чешской усадьбе и беседуют за пивом о футболе, погоде и рыбалке. Руководители объединения не являются далекими олигархами, прилетающими на вертолетах, — они живут рядом, их семьи являются частью сообщества городка.

Аграрные холдинги — одна из особенностей современного развития аграрного производства. И хотя Европа твердо заявила, что будет опираться в стратегическом развитии на фермы семейного типа, в ней есть немало примеров своеобразного бизнес-прорыва крупномасштабных компаний. Таково требование инновационного развития. Малые производители более благоприятны для развития села, а крупные — для внедрения инноваций. Очевидно, европейцы осознают, что успешная экономика — это еще не все, а важными в стратегическом измерении становятся социальные, экологические и культуросохранные факторы.

Юрий ГУБЕНИ, независимый эксперт по аграрной политике, Львов —Прага — Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ