Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Другая математика...

Руслан КОШУЛИНСКИЙ: «В стратегических планах оппозиция объединилась ради евроинтеграции, а в тактических ориентирах — каждый из нас действует на свое усмотрение»
26 сентября, 2013 - 11:37
ЧТОБЫ «СВОБОДЫ» МАЛО НЕ ПОКАЗАЛОСЬ... / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Со стен напротив письменного стола за работой вице-спикера внимательно наблюдают три пары глаз — Бандеры, Коновальца, Шухевича. «Когда становится трудно, смотрю на их портреты и понимаю, что этим трем было намного тяжелее, чем сейчас мне, и работать становится намного легче», — говорит хозяин кабинета, народный депутат Руслан Кошулинский.

Несмотря на то, что биография у 44-летнего свободовца достаточно интересная — спортивную подготовку прошел в специализированной школе-интернате, служил в армии, впоследствии закончил кооперативный техникум, много лет работал шеф-поваром, был на заработках на Крайнем Севере России, в «лихие» 90-е руководил собственным бизнесом, дважды попробовал себя в роли помощника народного депутата Олега Тягнибока, а не так давно — стоял во главе фракции «Свобода» во Львовском горсовете, но собственным кабинетом обжился впервые в жизни. Божится, что собственного автомобиля и даже водительского удостоверения у него никогда не было и иметь его не хочет, всю жизнь живет во львовском индустриальном районе вроде киевской Троещины, жена работает простой поварихой на производстве, к тому же своих детей по «заграницам» не учит. «Хотя возможности были», — невзначай добавляет Кошулинский.

«Серый» кардинал «Свободы», как его окрестили медийники, непосредственный в общении и, кажется, заранее знает все ответы на «коварные» вопросы журналистской братии. Своей сдержанностью, умеренностью взглядов и взвешенными высказываниями несколько не вписывается в рамки образа типичного свободовца подобно Фарион-Мирошниченко-Михальчишину. Впрочем, убеждает, что в рамках националистической идеологии «Свободы» ему сегодня не тесно, ведь, как цитирует мудреца, «Чтобы оставаться неизменным — нужно постоянно меняться».

Нотки наставничества, вперемешку с цитированием произведений Забужко, Цицерона, Грицько Чубая, Михаила Слабошпицкого и даже Антина Мухарского, сопровождают весь наш последующий разговор. Когда спрашиваю о том, как чувствует себя в компании спикера-регионала и первого вице-спикера-коммуниста — лукаво улыбается. Говорит, что всего лишь исполняет возложенные на него обязанности и бравурно добавляет: пока никто из оппозиционеров на качество его работы не жаловался. Однако, как только речь заходит о «идеологических» вопросах, улыбка на губах Кошулинского внезапно исчезает, черты лица становятся более строгими, он берет в руки карандаш и начинает внимательно записывать.

«Это вы так думаете, — не устает повторять пан Руслан. — У меня относительно этого другие аргументы». Поэтому убедить, что, например, за так называемый законопроект о недискриминации или за ратификацию Гаагской конвенции о межгосударственном усыновлении «Свободы» все же необходимо проголосовать, «правую» руку Тягнибока (как его окрестили журналисты) сложно.

В результате встреча превращается в почти четырехчасовый диалог с тридцатью пропущенными звонками на мобильном телефоне вице-спикера. «Заговорился», — по-детски оправдывается Руслан Владимирович. Главный лейтмотив беседы — нарекания №12 в списке ВО «Свобода» на выборах 2012-го года (как поговаривают, второго по влиятельности во внутрипартийной среде) на то, что его политсилу «романтических прагматиков» (по определению самого Кошулинского) продолжают воспринимать шаблонно, в навязанном их идейными протагонистами дискурсе. «К сожалению, не так много людей понимают, что у нас совсем другая математика...», — вздыхает вице-спикер.

Тем не менее, пока что своими действиями, слишком острым реагированием на конкретные общественные события, податливостью на провокации со стороны своих оппонентов, срывами на взаимные обиды, неоднозначной позицией по пакету важных вопросов, в глазах рядового избирателя «Свобода» только подтверждает образ излишне радикальной партии. Самые пессимистические прогнозисты говорят, что если так будет продолжаться и дальше — к новым парламентским выборам политсилу с националистической идеологией снова будут поддерживать лишь 2—3 процента украинцев. Соответственно, при таком сценарии в Раду националисты больше не пройдут.

В настоящее время отношение к «Свободе» является достаточно неоднозначным, а список вопросов к ее представителям — каждый раз увеличивается, самые актуальные из них «День» и поставил заместителю председателя партии ВО «Свобода», вице-спикеру ВРУ Руслану КОШУЛИНСКОМУ.

«СЕЙЧАС АКЦИЯ «УКРАЇНО, ВСТАВАЙ!» — НЕ АКТУАЛЬНА»

— Пан Руслан, в одном из своих первых интервью на должности заместителя председателя Верховной Рады Вы сказали о том, что отныне «националисты в украинской политике — не просто «уличные бойцы», а настоящие «тяжеловесы». Впрочем, эмоциональные высказывания, радикальные заявления, восприятие мира в черно-белых тонах скорее указывают на всю инфантильность позиции партии, чем демонстрируют ее политическую зрелость. Как прокомментируете это?

ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

— Дело в том, что на нас очень часто навешивают «ярлыки», в том числе и политтехнологические, которые по своей природе являются достаточно долговременными и довольно медленно изменяются. Я убежден, что «Свобода» — тяжеловес. Например, никто ведь не прогнозировал, что мы получим такой результат на парламентских выборах, а здесь вышло так, что «Свобода» имеет больше мандатов, чем коммунисты, которые постоянно проходили в Верховную Раду.

Сейчас некоторые эксперты говорят о том, что при условии продолжения сегодняшней тенденции на следующих парламентских выборах ваша партия вряд ли попадет в парламент.

— На самом деле эффективно касандрировать в политике — дело не из легких. Как руководитель партийного штаба, который вел кампанию Тягнибока-мажоритарщика в 2002 году, а с 2006 года веду все предвыборные кампании «Свободы», я могу сказать, что уровень поддержки и доверия к партии вырос. К тому же в мае Американский республиканский институт провел опрос (то есть не украинские социологи, которые, вероятно, могут иметь какую-либо зависимость), согласно которому все четыре представителя оппозиции — и Кличко, и Яценюк, и Тимошенко, и Тягнибок победят Януковича на выборах.

То есть вы считаете, что рейтинг Тягнибока за этот период вырос?

— Разумеется. Украинцы вкладывали в содержание своего голосования за «Свободу» определенные собственные идеи, реализацию которых и получили в ее действиях. Например, у нас нет «тушек», мы принципиально голосуем за те позиции, которые задекларированы в нашей программе, а поэтому оснований говорить о том, что кто-то разочарован в «Свободе» либо считает ее другой, думаю, что вообще нет. Сейчас уже начались избирательные кампании — поливание грязью, навешивание «ярлыков» на «Свободу». Сначала против нас вели идейную борьбу относительно того, что свободовцы — фашисты. Но она не сработала.

Однако «Свобода» не совсем адекватно реагировала на эти провокации. Все сводилось к уже привычной практике взаимных обид и произнесению пылких речей в Раде. Желаемого конструктива в ваших действиях почему-то не прослеживалось.

— Что бы там не говорили, а мы свою позицию держали. Объективно «Свобода» не владеет необходимым инструментарием для провозглашения своей позиции, например, на телевизионных каналах, а поэтому в этом вопросе мы сейчас руководствуемся другим принципом — максимально близкой работы с людьми. Безусловно, вариант донести свою току зрения через экран монитора или телевизора — чрезвычайно эффективный, но есть и другие способы, которые дают нам возможность сделать так, чтобы кампания провокаций против «Свободы» таки не сработала. Поэтому я, в том числе, убежден, что никаких проблем с доверием избирателей у «Свободы» ни на следующих выборах, ни в ближайшее время точно не будет.

Если продолжить тему «хождения в народ», то весной этого года оппозиция сообща начала всеукраинскую акцию «Украина, вставай!». На митинге 18 мая вы анонсировали, что 24 августа проведете совместную акцию. Вместо этого каждая политсила День независимости праздновала отдельно. Сейчас же создается впечатление, что об этой акции оппозиционеры совсем забыли, хотя не так давно говорили о новом этапе ее активизации уже осенью. Почему так происходит?

— Первое — убежден, что акция успешная и правильная. После помаранчевых событий украинцам нужно вернуть доверие к политическим лидерам. Поэтому сегодня необходимо проводить с людьми встречи, находиться в максимально близком контакте с избирателями для того, чтобы они видели не только забронзовелых лидеров, которые что-то там вещают с экранов телевизоров, но и могли с ними непосредственно соприкоснуться, поделиться своими проблемами, ощутить поддержку. Именно это было основной целью акции. Почему не вышло 24-го? Думаю, это, скорее, технический процесс. Потому что на самом деле август — время отпусков, не лучший месяц для подъема людей и проведения массовых действий.

Вы же, по-видимому, понимали это и 18 мая.

— Просто мы потом просчитали это и решили, что выбрали не лучшее время. Нельзя же энергетику человеческую так выхолащивать! Ее не так много, чтобы на каждом этапе делать постоянный подъем общественности, поэтому здесь необходимо было сделать этот процесс максимально корректным. Не ко времени продолжение акции и сейчас, потому что сегодняшний период проходит под флагом евроинтеграции и дает возможность качественно поработать с необходимыми законами для подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. Сейчас это — стратегическая задача для представителей всех политических сил.

Однако, согласитесь, мобилизация людей на эти акции довольно слабая?

— Мудрость говорит о том, что самые слабые войска — союзнические войска, и если бы этот вопрос касался исключительно «Свободы», то действия были бы намного согласованней. Что касается стратегических планов оппозиции, то мы объединились ради евроинтеграции, и это можно проследить по нашим голосованиям в парламенте, а в тактических ориентирах каждый из нас действует по собственному усмотрению.

«ЗАКОН О ЗАПРЕТЕ ДИСКРИМИНАЦИИ НЕ ЗНАЧИТСЯ СРЕДИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЗАКОНОВ ОТНОСИТЕЛЬНО ЕВРОИНТЕГРАЦИИ»

Что касается совместных действий оппозиции, то в данный момент много дискуссий ведется вокруг закона о запрете дискриминации. Оппозиция пока не озвучила общую позицию по этому вопросу. А Виталий Кличко уже заявил, что его фракция будет голосовать за принятие документа.

— Я слышал от членов фракции «УДАР» другое мнение по этому поводу.

По крайней мере, в публичном пространстве лидер «УДАРа» выразил журналистам такую позицию. А в «Свободе», кстати, неоднократно заявляли, что не отдадут за него свои голоса. Изменилось ли ваше мнение сейчас?

— Данный закон не значится среди обязательных законов в отношении евроинтеграции.

Сами регионалы называли его евроинтеграционным. Кроме того, принятие данного законопроекта приблизит нас к внедрению европейских ценностей.

— Мы можем с вами дискутировать, но главное, что, во-первых, среди обязательных условий для подписания Соглашения с ЕС такого законопроекта нет. Во-вторых, ни одной из стран, имевших намерение вступать в ЕС, никто никогда не выдвигал подобное условие. Третье — действующая Конституция Украины качественно отвечает на этот вопрос, декларируя, что у нас нет неравенства по определенным признакам. Поэтому создание определенных преференций для отдельных групп людей, которые, в частности, оговариваются в этом законопроекте, не имеют своего основания. И четвертая часть — 85% граждан Украины выступают против принятия этого законопроекта в его нынешней форме. К тому же представители всех основных конфессий Украины на заседании с еврокомиссаром Фюле тоже выступили против принятия данного законопроекта, аргументируя это тем, что Украина является государством с традиционными христианскими ценностями, которые в этом законопроекте полностью нивелируются. Поэтому говорить сегодня о том, что украинское общество готово к таким законопроектам, пока преждевременно.

Однако вам наверняка известно, что законопроект не будет популяризировать однополые браки, не говорит об усыновлении этими парами детей, а прописанная там норма вполне взвешенная и касается недискриминации по признаку половой ориентации во время принятия на работу и увольнения. В чем же тогда заключается проблема?

— Если бы ничего такого не было, вы бы не слышали никаких заявлений. Главная причина — нивелирование основных традиционных ценностей общества, а в программе ВО «Свобода» четко прописано, что мы как раз их защищаем и никому не позволим их игнорировать.

«КТО СКАЗАЛ, ЧТО ЯНУКОВИЧ В 2015-м ПРОЙДЕТ ВО ВТОРОЙ ТУР?»

Также на прошлой неделе депутаты от «Свободы» единогласно проголосовали против ратификации Гаагской конвенции о межгосударственном усыновлении. Почему?

— «Свобода» не будет голосовать за ратификацию данного документа в связи с тем, что Конвенция уже в восьмой раз не получает необходимое количество голосов для ратификации. Даже в прошлой каденции парламента, когда оппозиция имела большинство — аксакалы парламента ее так и не приняли. Поэтому какие сейчас могут быть претензии к националистической «Свободе»? На мой взгляд, государство должно сосредоточиться на наивысшей ценности — детях, а для их полноценной защиты нужно сделать все необходимое, чтобы украинские сироты воспитывали украинские семьи.

Впрочем, данный документ направлен не на развитие практики международного усыновления, а на защиту детей от незаконного международного усыновления. Понимают ли суть этого документа в «Свободе»?

— Мы считаем, что есть несколько причин, учитывая которые просто нельзя голосовать за ратификацию этой конвенции. Первое — это большие деньги, ведь посредничество в усыновлении в Украине запрещено, но за рубежом — это огромные средства, особенно в странах с высоким уровнем развития. Там посредничество разрешено. Фирмы-посредники на этом неплохо зарабатывают, а поэтому в Украине они уже сейчас взялись за лоббирование своих интересов по этой форме обогащения. Второе — конвенция не дает гарантии контроля за судьбой детей. В документе четко прописано, что, если государство не хочет информировать о состоянии соблюдения права ребенка — оно не обязано информировать об этом Украину. Точка. Поэтому Украина практически не будет иметь возможности реально отслеживать дальнейшую судьбу усыновленного ребенка.

Недавно Юлия Тимошенко в своем интервью дала понять, что выступает против единого кандидата в первом туре президентских выборов в 2015 году. Лидер же «УДАРа» Виталий Кличко убежден, что оппозиция таки должна определиться с единой кандидатурой на пост президента Украины уже в первом туре.

— Я об этом заявлении Кличко ничего не знаю.

Кличко это подчеркивал в комментариях СМИ.

— Есть одно официальное заявление, подписанное 18 мая. Больше ничего нет. Официальных заявлений партии «УДАР» по этому поводу тоже не было. Все остальное — интерпретации.

А что же все-таки по этому поводу думают в «Свободе»? Должен быть единый кандидат уже в первом туре или нет?

— Если ты не знаешь, как действовать, — действуй согласно уже имеющимся договоренностям. 18 мая лидеры трех оппозиционных фракций подписали декларацию о том, что признают необходимость праймериз и выдвижения нескольких кандидатов в первом туре президентских выборов. Подчеркиваю, эта совместная позиция задекларирована еще 18 мая, и убежден, что она является правильной. Ведь как с этической (уважение к избирателям), так и с технологической (возможные махинации со стороны власти) причин — единого кандидата в первом туре выдвигать нельзя. Это же подтвердила и Юлия Тимошенко как опытный политический игрок.

Но есть пример 2004 года. Не убеждает?

— В нынешней ситуации я считаю этот пример некорректным, потому что сейчас положение вещей в Украине кардинально отличается от ситуации 2004 года. Начиная с политического сознания и заканчивая уровнем политических лидеров. Я, например, могу сказать, что не было в 2004-м такого спектра политических лидеров, как сейчас, а еще Янукович — не Кучма. Поэтому сегодня нецелесообразно говорить то, о чем говорят сторонники выдвижения единого кандидата уже в первом туре. Пусть результаты плебисцита продемонстрируют, кто среди оппозиционных лидеров получит наибольшую поддержку и доверие избирателей. Да и, наконец, кто сказал, что Янукович попадет во второй тур?

Юлия ЛУЧИК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ