Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Одесса — Севастополь — Ялта...»

Вторая в мире по величине круизная компания заинтересовалась открытием линии в украинском Черном море, прогнозируя, что путешествия сюда будут иметь спрос у жителей США и Великобритании
2 октября, 2013 - 11:11
ФОТО НИКОЛАЯ КОВТУНА

В гости в Украину пожаловал один из самых старых (1960     год постройки) круизных лайнеров мира. 87-метровый теплоход Serenissima впервые после многолетнего перерыва зашел в Одесский порт. В последний раз теплоход причаливал к украинскому берегу Черного моря семь лет назад, 4 октября 2006 года, и назывался тогда «Andrea», сообщают в порту. На борту судна, которое курсирует под багамским флагом, в Одессу прибыли 94 пассажира. А вообще круизная программа Черного моря на октябрь и первые дни ноября 2013 года — время, когда круизный сезон завершится, — довольно насыщенная. В ней — 116 заходов 23 круизных лайнеров в черноморские порты. Эксперты говорят, что это хорошие показатели, хотя еще очень низкие по сравнению с соседним портом в Черном море — Стамбулом.

«Администрация морских портов Украины» будет развивать круизное направление в морских портах Крыма, заявил на днях глава госпредприятия Юрий Васьков. Собственно, только в очередной раз подтвердив намерения власти вкладывать средства в инфраструктуру портов, перспективных с точки зрения развития туристического бизнеса. Напомним, что согласно утвержденной Кабмином «Стратегии развития морских портов Украины на период до 2038 года» обслуживание круизных лайнеров отводится Одесскому, Севастопольскому и Ялтинскому портам.

Они уже сегодня показывают увеличение количества заходов круизных лайнеров. Так, в 2012-м порты Крыма приняли 79 круизных суден. В этом году Ялта ожидает 82 круизных судна, а Севастополь — 47. В Одессу ежегодно заходят более 150 лайнеров. Но соседний Стамбул при этом посещают более 400 лайнеров.

Одесский порт по сравнению с крымскими находится в более выгодном положении, поскольку, в отличие от них, может принимать большие круизные лайнеры. Так, если в Одессе есть причал для приема лайнеров длиной 300 метров, то в Севастополе и Ялте круизные лайнеры пришвартовываются к 200-метровым причалам. Круизные же компании, пытаясь превзойти друг друга, заказывают все более крупногабаритные лайнеры. И большая часть суден, которые заходят в Черное море, уже превышают длину 200 м.

Правда, крымские порты и сегодня принимают суда, которые длиннее их причалов. Скажем, при благоприятных метеоусловиях можно принимать и теплоход длиной до 240 метров. Более длинные становятся на рейд. Севастопольцы помнят визит лайнера Westerdam длиной 292,5 м и вместимостью более 2000 пассажиров — он стоял в бухте три года назад. Но это создает неудобство пассажирам, которых придется доставлять на берег с помощью катеров. Пожилые люди могут в таком случае даже не пожелать сходить на берег, но в круизы отправляются в основной массе именно они. «Часть американцев отправляются путешествовать даже в один и тот же круиз. Им нужно не столько посмотреть незнакомые города, сколько посидеть в джакузи, поиграть в казино или поужинать в ресторане», — поделилась с «Днем» своими наблюдениями юрист Наталья Позднякова, которая год назад путешествовала на лайнере по Карибскому бассейну. Такие пассажиры, по словам Натальи, сходят на берег не в каждом порту.

«Порты уже сегодня показывают увеличение количества заходов круизных лайнеров. Так, в 2012-м порты Крыма приняли 79 круизных суден. В этом году Ялта ожидает 82 круизных судна, а Севастополь — 47. В Одессу ежегодно заходят более 150 лайнеров. Но соседний Стамбул при этом посещают более 400 лайнеров»

Возникают и другие сложности. Так, недавно круизный лайнер Kristina Katarina не стал посещать Севастополь из-за сильного порывистого ветра с дождем. Причал у морского вокзала был занят, и нужно было стать на рейд в бухте, но капитан решил отменить заход и идти в Ялту с ночевкой, поскольку высадка и посадка пассажиров катерами с борта лайнера рискованна.

Между тем, будущее более успешного Одесского порта в чем-то связано с перспективами Ялтинского и Севастопольского портов. Дело в том, что посетить в конкретном регионе всего один порт круизное судно не может — в одном переходе их обязательно должно быть несколько, обычно используется формула «один день — один порт».

Украинские чиновники признают: для того, чтобы подготовить инфраструктуру украинских портов к приему больших круизных лайнеров, необходимы инвестиции в сотни миллионов долларов, которые государство традиционно не спешит выделять, надеясь привлечь частные инвестиции. Самые большие надежды возлагают сейчас на вторую в мире по величине круизную компанию Royal Caribbean, которая о своем интересе к Черному морю заявила еще несколько лет назад. Она рассчитывает включить украинские порты в новое круизное направление. Способствовать деятельности Royal Caribbean должно появление механизма концессии украинских портов — перспективы открывает уже принятый закон «О морских портах».

Royal Caribbean планирует модернизировать порты в Ялте и Севастополе. По данным заместителя главы Севастопольской госадминистрации Сергея Савенкова, в этот порт компания готова инвестировать 250 млн долларов.: в реконструкцию причальных стенок, строительство гостиничных комплексов, ресторанов и т.п. Местная власть сообщает, что Royal Caribbean в письменном виде попросила зарезервировать 6 гектаров земли в районе памятника Солдату и Матросу для строительства соответствующей инфраструктуры. Американский холдинг намерен реконструировать причальные и гидротехнические сооружения Ялтинского порта, обустроить многофункциональный причал и пассажирский терминал, расширить портовый бассейн. Это позволит принимать одновременно по четыре больших круизных судна длиной более 200 м, а также увеличить пассажиропоток до 450 тыс. человек в год.

Пока все свидетельствует о том, что Royal Caribbean действительно заинтересована открыть круизную линию в Черном море. Учитывая миллиардные заработки компании, понятно, что инвестиции в инфраструктуру украинских портов для нее не слишком велики. Правда, одними этими расходами дело не ограничится. Так, Royal Caribbean решила также улучшить инфраструктуру грузинского порта Батуми, где нужно продлить причалы и т.п. Кроме того, будет необходимо увеличить флот. Вряд ли сюда отправят новый лайнер, скорее всего, это будет какой-нибудь из тех, которые уже эксплуатируются, но тогда вместо него будет нужен другой. Стоимость же нового круизного лайнера на сегодня составляет более 500 млн долларов.

Для Украины есть еще определенные риски, что круизная компания на нынешнем этапе будет развивать другие направления, так как более богатые страны (скажем, Объединены Арабские Эмираты) инвестируют значительные средства в улучшение портовой инфраструктуры именно с расчетом на круизный рынок. Но тут речь скорее идет о затягивании процесса, а не об отказе от захода в Черноморский регион.

В Royal Caribbean рассчитывают, что круизы по Черному морю заинтересуют жителей США или Великобритании. По мнению специалистов компании, это будут ее постоянные клиенты, «которые в своей жизни уже много путешествовали». «Им не нужна Венеция или Флоренция, они устали от Барселоны, они уже видели все чудеса света — и ищут чего-то нового. Вот именно для таких клиентов то, что может предложить Черное море и черноморские порты, может быть очень интересно», — отмечал в прошлогоднем интервью профильному порталу «Центр транспортных стратегий» вице-президент по коммерческому развитию Royal Caribbean Cruises Джон Терсек.

Тут очевидны коррективы: быстро освоить Черное море, вероятно, не выйдет, пожилые же постоянные клиенты моложе не станут, и для них предпочтительнее будет отправиться в круиз от родных берегов, чем еще лететь куда-то далеко в пункт отправления лайнера. Впрочем, круизные компании уже сегодня отмечают увеличение числа более молодых пассажиров на лайнерах. Кроме того, Royal Caribbean может рассчитывать на пассажиров из России: для многих важен не сам маршрут, а присутствие на роскошном лайнере с большим количеством развлечений и т.п. А уж по части роскоши, разнообразия и оригинальности развлечений круизные компании соревнуются еще больше, чем в размере лайнеров. Royal Caribbean пообещала в следующем году отправить в Средиземное море самый большой в мире лайнер Oasis of the Seas, который ранее можно было увидеть только в Карибском бассейне. На нем есть симулятор серфинга, ледовый каток, акватеатр с акробатическими водными номерами и многое другое. По сути, огромные круизные лайнеры — это отели на воде. Не даром директор по развитию бизнеса Royal Caribbean в России и Восточной Европе Наталья Бентас в недавнем интервью российской прессе отмечала, что основную конкуренцию им составляют не другие круизные линии, а компании, которые предлагают наземный отдых, называя потенциальными клиентами гостей отелей.

Андрей МУРАВСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ