Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сервильность или желание самореализации?

О том, где кончается компромисс, на примере львовского скандала с «Арт-площадкой» «Украинского выбора»
19 октября, 2013 - 09:11
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1998 г.

Каждый четверг во львовском ночном клубе «Millenium» (!) проходят «Арт-площадки», где молодые люди имеют, как написано в соцсети, «кусочек пространства для творческих начинаний». Подобные мероприятия проходят во Львове еще с 28 апреля этого года, но большое внимание к себе они привлекли лишь недавно. И все из-за скандала. Оказывается, культурные вечера, где молодые люди, в частности, читают стихотворения, проходят при финансовой поддержке ВОО «Украинский выбор» Виктора Медведчука. К тому же проходят они во многих городах Украины. Но одно дело, когда они проходят, к примеру, в Одессе, а другое — во Львове.

10 октября в интернете появилась информация, что «украинцев агитируют за Таможенный союз стихами и песнями..., такие встречи проводятся даже в оплоте украинской культуры — городе Львове. Даже там творческие личности любят Медведчука». После этого разгорелся конфликт: львовское сообщество разделилось на два лагеря. Участники «Арт-площадок», конечно, начали защищаться, апеллируя к тому, что главное — самореализация поэта. Противники же призывали не посещать мероприятия, которые как-то связаны с «УВ», не поддерживать «антиукраинского политика Медведчука».

О мотивах проведения «Арт-пдощадок» мы решили узнать у самого организатора, студентки филологического факультета ЛНУ им. Ивана Франко, Марты Боровец, которая раньше вместе со студенткой юридического факультета того же университета Богданой Неборак организовывала литературные встречи «Пробуждення поезії», которые во Львове получили хорошую репутацию и обрели популярность. Как рассказала Марта Боровец, «Пробудження...» многозначительно сыграли свою десятую ноту (встреч изначально должно было быть 10. — Ред.), и мы на этом завершили».

Что касается сотрудничества «Арт-площадок» с «Украинским выбором» организатор отметила, что встречи проходят при поддержке «УВ», но отрицает формулировку — «финансовая помощь, организация или агитация» (хотя позже в комментарии «Дню» координатор проекта Павел Броский подчеркнул, что «Украинский выбор» не просто помогает в организации и аренде помещений, но и полностью финансирует этот проект). Что касается мотивации организации мероприятий при поддержке организации Медведчука Марта Боровец сказала, что «не хочет отвечать на этот вопрос», при этом добавила: «Мне нравится этим заниматься, и я буду заниматься проектом, пока у мня будет желание». Когда мы решили узнать, знает ли она что-то о деятельности и политической ориентации «Украинского выбора», организатор отметила, что «с политикой знакома, но «Арт-площадки» не имеют к политике «УВ» никакого отношения».

На самом деле, львовская скандал вокруг упомянутого проекта — это лишь очередной пример более широкой проблемы, которая в этот раз проявила себя именно в такой форме. Политическая инфантильность проявляется во многих случаях. Конечно, каждый имеет право на самореализацию, но когда это происходит под лозунгом «цель — оправдывает средства», теряются любые ценностные рамки. А как же личная репутация, гражданская позиция, интересы государства? Несмотря на молодой возраст организаторов и участников проекта, неужели советский рудимент сервильности  передался в наследство? Должен же все-таки быть предел компромиссу. Направленность деятельности «Украинского выбора» давно известна, а следовательно, даже если молодой поэт просто пришел почесть свои стихи на площадку организации Медведчука, не пропагандируя ее лично, он одним своим присутствием уже рекламирует «УВ», не говоря об ударе по собственному имиджу. Тем более, если это происходит во Львове. Неужели Галичина может стать мягкой почвой для украинофобов?     

КОММЕНТАРИИ

«ЭТО ДЕМОНСТРАЦИЯ БЕСПОМОЩНОСТИ И ГРАЖДАНСКОЙ ИНФАНТИЛЬНОСТИ»

Тарас ВОЗНЯК, культуролог, главный редактор и основатель Независимого культурологического журнала «Ї»:

— Молодым поэтам хочу сказать одно: берегитесь смолоду. Они еще не понимают, на что пошли и какой опасности подвергают свое хорошее имя. Быть дискредитированным в таком нежном возрасте, к сожалению, очень печально. Думаю, их просто используют. Те отговорки, которыми они оправдывают сами себя, являются просто демонстрацией своей беспомощности и гражданской инфантильности. В действительности они хитрят и четко знают, о чем идет речь. Не нужно обманывать таких преклонных общественных деятелей, как я, ни самих себя. Думаю, никто из молодой среды в Венгрии, Польше или Чехии на такое никогда бы не пошел. Все понимают, что Медведчук играет политическую игру и играет «краплеными» картами, является политическим шулером. Если эти дети этого не понимают, могу сослаться только на старое различие в греческом языке между politicus’ом, то есть человеком, который занимается общественными делами, и idioticus’ом — это не дурак, не думайте, это тот, кто не думает об обществе, а живет частной жизнью. Так они, скорее, напоминают idioticus’ов.

«ЭТОТ ПРОЕКТ НЕ ДАСТ БОЛЬШОГО ЭФФЕКТА, НО ДАСТ БОЛЬШИЕ ПЯТНА НА РЕПУТАЦИИ»

Юрий КУЧЕРЯВЫЙ, организатор многочисленных проектов художественного объединения «Дзиѓа», модератор творческих встреч:

— Культура компромиссная и совершенно бескомпромиссная. Особенно, если это касается поэзии. Для меня лично участие в этом мероприятии было бы тотально неприемлемым. Потому что я очень хорошо помню опыт своей семьи... И не могу забыть роль Медведчука в уничтожении галицкого бизнеса. Люди, которые принимают участие в организации этого мероприятия, делают огромную ошибку и трагедию. Я бы не взялся осуждать тех людей, которые принимали участие в этих акциях. Но я бы никогда в жизни не организовывал акции с грязными людьми, с врагами.

Они еще разберутся, осознают, что натворили. Но дело в том, что проект «Арт-площадок» не является эксклюзивным, это не ноу-хау. Такие чтения можно делать где угодно, как угодно и при любых обстоятельствах, за любые другие деньги. Это несерьезный уровень. Они не дадут большого эффекта, но дадут большой пиар и пятна на репутации тех людей, которые приняли участие, и тем более организаторов. Это юношеская необдуманность.

Проект «Украинского выбора» очень непростой, мощный и софистицированный. Его нужно одолевать и что-то противопоставить. В концепцию «УВ» положена колоссальная аналитическая база. И противопоставлять что-то этому проекту очень непросто, однако ужасно необходимо. Они сделают так, как им нужно. И мы опять не успеем. А они скажут, что ЭТО — Украина. И ЭТО будет еще более чужое нам государство. Вот что делает «Украинский выбор». Перед таким вещами нужно останавливаться и удерживаться. Вот это — предел компромисса.

«ЕЩЕ ОДНА СУТЬ «АРТ-ПЛОЩАДКИ», ЧТО НА СТОЛИКАХ ВСЕГДА СТОИТ ПЕЧЕНЬЕ»

ПАВЕЛ БРОСЬКИЙ, координатор проекта «Арт-площадка» на всеукраинском уровне:

— Вначале этот проект задумывался как коммуникационная площадка, созданная для молодых поэтов и музыкантов, которые хотят о себе заявить. Он направлен на престиж организации «Украинский выбор», которая финансирует этот проект. Самые большие «Арт-площадки» — в Киеве, где по понедельникам в клубе «Sorry Бабушка» собирается 200-300 человек, а вторая по масштабности — Львов, где все происходит в ночном клубе Millenium. Еще «Арт-площадки» есть в Кировограде, Симферополе, Житомире, Луцке, Ровно, Одессе, Николаеве...

«Арт-площадки» — один из самых крупных проектов «Украинского выбора». Мы стремимся создать их во всех городах Украины. Кроме поэтической и музыкальной части, суть в том, чтобы там могли собираться активисты «Украинского выбора» или люди, которые хотят что-то предложить либо задать вопрос. Там собирается и руководство «УВ» и просто молодые люди. Чтобы они могли прийти и пообщаться в творческой атмосфере, не в офисе — ближе к людям. Во Львове все очень круто — собирается много людей, большой клуб, вкусное печенье. Еще одна суть «Арт-площадки», что на столиках всегда стоит печенье. Решили, что так будет прикольно. Во Львове не может быть плохо, там интеллигенция как-никак.

«Арт-площадка» проходит под патронатом «УВ»: это полная финансовая поддержка, аренда помещений, полностью помощь в организации. В каждом регионе мы находим человека, который занимается этим проектом. Во Львове, например, это Марта Боровец. Очень хорошая девочка, она имеет опыт в этом и у нее все классно получается.

В Киеве сначала все было хорошо, а затем начали приходить люди, которые пытались сорвать само действо. На программе есть свободный микрофон, к нему подходили и кричали «Предатели!», Паша Броський — «подстилка московская». Людям нечем заняться.

«ХОЧУ ЖИТЬ В ТАКОЙ СТРАНЕ, ЧТОБЫ СО ВРЕМЕНЕМ ПИСАТЕЛИ ДАВАЛИ ГРАНТЫ ПОЛИТИКАМ НА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Григорий СЕМЕНЧУК, поэт, музыкант группы DRUMТИАТР:

— К сожалению, в этой ситуации фамилия Медведчука сыграла определяющую роль. Одиозный, скандальный и претензионный политик выступил, по сути, «катализатором дерьма на вентиляторе». Мне на самом деле интересно другое — художественная стоимость этого проекта и его сущность в целом. Видимо, нет чего-то и лучшего, и более интересного? Молодое поколение не имеет площадки для реализации? Чтобы оценить концепцию этого движения, достаточно почитать тексты куратора Павла Броського и можно все прекрасно детально понять. Ну и, к тому же — институционный организатор, который откровенно пропагандирует в своей программной деятельности Таможенный союз и русский как второй государственный. Неужели это не вызвало какого-то сопротивления хотя бы у тех, кто увидел это на Западе? Ну и интересно, например, можно ли у них там материться и читать стихи о Евросоюзе? Хочу жить в такой стране, чтобы со временем писатели давали гранты политикам на их деятельность. Так будет намного интереснее и продуктивнее!

«ВЫСТУПЛЕНИЕ УКРАИНОЯЗЫЧНЫХ ПОЭТОВ НА АКЦИЯХ «УКРАИНСКОГО ВЫБОРА» ПОМОГАЕТ АНТИУКРАИНСКОЙ ПРОПАГАНДЕ»

Александр ДОНИЙ, народный депутат, внефракционный:

— Как человек, который неоднократно организовывал всевозможные литературно-музыкальные мероприятия, скажу, что мы никогда не проводили эти мероприятия от политических сил и не использовали партийную символику. Политические силы, которые пытаются привлечь на свою сторону тех или иных художников, делают это сознательно. И все должны осознавать, что если они выступают на художественных акциях, которые финансируют политические силы, то на них падает тень этой политической силы. В этом случае структура, которая связана с агитацией за евразийский выбор и против украиноязычной литературы, очевидно, должна была стать предостережением для украинской молодежи.

Я считаю, что тот, кто согласился выступать на мероприятиях, проводимых при поддержке организации «Украинский выбор» Медведчука, сделал ошибку. Это ошибка, отрицающая само их творчество. Выступление украиноязычных поэтов на акциях «Украинского выбора» помогает антиукраинской пропаганде. Поэтому у меня предостережение ко всем литераторам: вы должны это осознавать, а не хвататься за любую возможность использовать микрофон. Нужно знать, что вы можете использовать микрофон, а вас используют в антиукраинских интересах.

«ВОПРОС ЧЕСТНОСТИ ПЕРЕД СОБОЙ И ДРУГИМИ ЕСТЬ НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ»

Николай ШПАКОВСКИЙ, поэт, музыкант:

— «Арт-площадки» как литературно-музыкальные события стали мне известны после того, как в них приняли участие во Львове несколько моих хороших знакомых. Казалось бы, почитали на публику, хорошая возможность. Я переспросил друзей, которые были на той встрече, давали ли они согласие на размещение лого «УВ» под своими фотографиями. Оказалось, что никто их не информировал о причастности литсцены к «Украинскому выбору». Им стало досадно, потому что они предпочитали бы лучше тогда не выступать.

От разных общественных организаций я знаю, что та же ВО «Свобода» часто «впихивает» свои партийные флаги в события, а затем хвастается, что это они это все организовали и так красиво сделали. Отчетность. Делать что-то чужими руками у нас хорошо умеют и на уровне горсоветов, и облгосадминистраций. Честных игр не бывает. А все же вопрос честности перед собой и другими есть в повестке дня. Я не имею никаких претензий к людям, которые выбирают что-то сознательно, я уважаю каждый выбор, даже самый недопустимый. Но не люблю использования и философии макиавеллизма. Художественные акции можно сделать и на своей собственной инициативе и общественной активности. Без флагов, без патриархатов, без пафоса.

Я тоже мог бы быть на их месте, если бы так звезды сказали. Мог бы «быть услышанным, курва, поэтом!». Но я не борюсь за публику, у меня куча идей для честной игры. Потому что нужно быть более воинственным. Как когда-то сказал мой один хороший и очень известный друг-писатель: быть ответственным, не подставлять, даже врагов. Я тот самый, который выбросил в соцсети информацию с призывом не приходить на «Арт-площадки», и это разошлось, в целом 75 репостов и триста лайков. И меня поддержали даже те, которые для меня очень далеки. Десяток удалился из друзей.

Для меня лично существует дело чести. 23 года назад, 2-17 октября, имела место и успешно завершилась голодующая Революция на Граните. Среди активистов были, между прочим: Доний, Прохасько, Ирванец, Иващишин, «Мертвий Півень» и Мария Бурмака. Люди, которых очень уважаю. Нам также не нужно сдаваться. В России я уже как-то побывал — беда черная, тиски. Комфортное заведение со сценой, микрофон и штуцер баксов на «печеньки» мало что «решают». Нужно учиться у лучших.

Продолжение темы: «Чему нас может научить «условный» Медведчук»

Олеся ЯРЕМЧУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ