Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Не только спорт

Как западноукраинские специализированные издания XX в. пробуждали у своих читателей любовь к Украине и акцентировали внимание на необходимости духовного воспитания нации
28 октября, 2013 - 06:01
ЗАПАДНОУКРАИНСКИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ИЗДАНИЯ XX в. ДЕЛАЛИ АКЦЕНТ НА ТОМ, ЧТО СПОРТ — НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ СОВРЕМЕННЫХ НАЦИЙ И ВАЖНЫЙ ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Спорт всегда был одним из факторов, влияющих на репутацию страны в геополитическом пространстве. И даже больше — он иногда становился едва ли не единственным способом заявить о себе миру в условиях тотального национального притеснения. Ощущением этой миссийности особенно был ознаменован спорт начала прошлого века в Западной Украине. Что же происходило в спортивном мире Галичины — узнаем из специализированных изданий того времени.

С 1911 по 1939 гг. самыми колоритными на прессовом рынке Западной Украины были такие спортивные издания: «Вісти з Запорожа» (1911—1914), «Спорт» (1925—1926, 1936—1937), «Готові» (1934—1935), «Змаг» (1937—1939), «Сокільські вісти» (1928—1932), «Спортові вісти» (1931—1933). Издателями этих журналов выступали разнообразные спортивные общества и ассоциации, которые были своеобразными национальными координатами во временно-пространственной плоскости бездержавия. Поэтому неудивительно, что рефрен почти всех газет, посвященных спортивной тематике, был идентичным: «Спорт — школа физического и духовного воспитания нации». Журнал «Вісти з Запорожа» еще в 1911 году писал: «Мы, украинцы, должны воспитать в себе сильную волю, а сильная воля поможет нам стать наравне с другими народами» («Вісти з Запорожа», Ч.53, 1911 г.). Суть физического воспитания заключалась в формировании личности, которая бы смогла стать на службу своей нации. Личности, которая избавилась бы от «общенациональных, в том числе спортовых врагов, а именно нашей национальной амбиции в постоянном опознании себя» («Змаг», Ч.3, 1937 г.).

В спортивной прессе начала прошлого века часто содержались передовые статьи, в которых спортивный вопрос всегда выступал важной составляющей частью национального. Редакторы газеты «Готові», которую издавал «Український спортовий союз», акцентировали, что спорт — неотделимая часть модерной нации и важный фактор национальной обособленности. Спортивную подготовку считали одним из важных фундаментов развития национального сознания, и неудивительно, что любые спортивные неудачи трактовались как определенные недостатки в воспитании поколения сознательных украинцев. Особенно это касалось так называемого «копаного мяча» (футбола). Футбол был своеобразной аллегорией консолидации нации в борьбе за государственное будущее, поскольку это игра, в которой победу можно одержать только сплоченностью, рвением, верой и смелостью. «Копаный мяч требует от тех, кто хочет с ним управляться, некоторых личных физических и моральных качеств, которые должны молодые люди вынести из семьи. Это обязанность родителей (как и воспитание в национальном духе. — Я. Г.)», —  писал М. Вербицкий в статье «Перед сезоном копаного мяча» («Спорт», Ч.3, 1936 г.). Неумелость, незнание правил, иногда леность, грубое поведение на футбольном поле галицких игроков вызывали шквал возмущения спортивных обозревателей, которые называли футбол  самым болезненным местом общества и «malum necessarium» (конечное зло). Они обращались к молодым игрокам с призывами к постижению европейского уровня в этом виде спорта, ведь «лицо будет пламенеть у нас, европейцев, что мы тянемся в хвосте мирового спорта, имея рядом только кочевые и полудикие племена забытых континентов» («Змаг», Ч.3, 1937 г.).

Стоит отметить, что журналисты тогда были очень хорошо осведомлены о спортивных событиях в мире, поэтому издания, особенно «Змаг» и «Готові», публиковали не только турнирные таблицы мировых матчей, разнообразные спортивные конгрессы и конференции, но и изменения в правилах игры, описания тактик, советы специалистов относительно физической подготовки. Из-за непрофессионализма футболистов очень часто отменяли «сезоны копаного мяча», а вместо них среди игроков разных команд проводили легкоатлетические соревнования («бег напрямик среди копунов») и гандбол («порыванка»). Футбольные клубы, которые не принимали участия в соревнованиях, не допускались к «весеннему и осеннему первенствам». Ведь такие безответственные игроки не только наносили вред своему делу, но и всему украинскому обществу.

Вопрос национальной идентичности фигурировал даже в небольших спортивных обзорах. Корреспонденты, комментируя определенные матчи, пытались подчеркнуть, что украинцы и россияне, украинцы и поляки — разные национальности. И их надо различать. «На этих последних, очень рьяных соревнованиях (российская дружина в то время была достаточно известная и сильная) наши ребята дали понять чужестранцам, что есть две отдельные нации, между которыми нет ничего общего», — так комментирует «Спорт» (Ч.3, 1937 г.) матч между представителями украинской общины во Франции и российской сборной.

Очень много внимания периодические издания посвящали культуре поведения как игроков («грачив, змагунив»), так и болельщиков («публика»). Оказывается, зрелища настолько увлекали галичан, что они забывали о своей врожденной интеллигентности. «Энергичная публика поломала перила и свободно «шпацировала» по наколесному пути мимо многочисленных стажей беспеченства» («Вісті з Запорожа», Ч. 57, 1911 г.), — писал в обзоре футбольного матча между венской дружиной Viktoria и львовской Pogon Петр Франко. Кстати, оба сына Ивана Франко — Петр и Тарас — были активными корреспондентами в «Вістях з Запорожа» и «Спортових вістях». «Публика приходит на матч, чтобы воевать», — пишет спортивный еженедельник «Змаг». Хотя автор пытается объяснить воинственные настроения галичан временной близостью военных событий. Болельщики часто забывают, что они не на фронте, поэтому все спорные вопросы пытаются решить силой. Важную роль в футбольных поединках отводят арбитру, ведь он « должен быть таким тщательным и беспристрастным, что сам премудрый Соломон съехал бы с ума», — говорится в статье «О так называемых футбольных калошах». Гол той или иной команды заканчивался для судьи иногда не слишком дружественной встречей со зрителями на футбольном поле или за его пределами, если «заграждение было крепким». Спортивные издания апеллировали к игрокам с просьбой руководствоваться идеей соревнований, а не только жаждой победы, порождавшей грубость и низменные инстинкты, просили не превращать соревнования по «копаному мячу» в боксерскую борьбу.

В изданиях, выходивших в 1934—1939 гг., публиковали детальные репортажи с футбольных матчей, фотографии, очерки о спортивных клубах. В журнале «Спорт» (1925—1926) периодически появлялась рубрика «Гумор в спорті», а в журнале «Змаг» (1937—1939) публиковали фельетоны и юморески. Рубрика «Гумор в спорті» содержала веселые карикатуры на футболистов, которые забивают голы в свои ворота и кричат о честной игре, подставляя ногу противнику. Попадались иногда и веселые фразы, наподобие: «Самым распространенным спортом среди украинцев является «скок в гречку»», «С. Тоцкий побил Р. Шетиловича с разницей в две секунды» («Спорт», Ч.1, 1925 г.). Отметим, что на страницах спортивной прессы можно было найти много ценных медицинских советов — это консультации врачей-диетологов, рекомендации, как избежать лишних травм, комплексы реабилитационных упражнений.

Этот небольшой анализ спортивных изданий прошлого века подтверждает их национальную ориентацию, воспитательное содержание и многоаспектную тематику (футбол — это только один нюанс спортивной «разножанровости» изданий). Нехватка этой многогранности, особенно национальной направленности, сегодня ощутима в украинских спортивных изданиях. Поэтому не стоит ли перенять какой-то позитивный опыт, посмотреть в прошлое, чтобы стать созидателями достойного спортивного будущего?

Галина ЯЦЕНКО, Андрей ЯЦЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ