Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«День-TV»: новые возможности для общения

ДЖАМАЛА: «Наша молодежь должна знать больше языков, больше читать, она должна быть более быстрой»
1 ноября, 2013 - 12:20
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Недавно певица приехала на запись в новую студию «День-TV». Первую часть видеосюжета уже можно посмотреть на сайте. Теперь вашему вниманию предлагаем расширенную версию разговора.

— Джамала, расскажите о вашем новом клипе «У осени твои глаза»?

— Это видео не похоже на предыдущие. Режиссер и автор идеи — Виктор Вилкс, который известен своим нестандартным видением. Он сотрудничал с Земфирой, группами «Би-2» и «Мумий Тролль». В конечном итоге, мне нравится то, что видео вышло непрямолинейным, что оно не строится на содержании текста. Кто-то там увидит что-то от фильмов Тима Бертона, кто-то — Алису в стране приключений, а кто-то додумает что-то свое.

В двух эпизодах вы мастерски танцуете танго. Танцевали раньше или брали уроки?

— Еще когда мне было лет шесть, я непродолжительное время занималась бальными танцами. Но при подготовке к съемкам взяла несколько уроков. Я очень горжусь тем, что выполнила танец сама, без дублерши. Постановку делал профессиональный хореограф Александр Камнев. Честно говоря, именно за эту часть видео я получаю много положительных отзывов.

Джамала, вы поддерживали украинских спортсменов, Вячеслава Узелкова и Владимира Кличко, исполняя гимн на ринге. Что это для вас значило?

— Сначала для меня не имело значения, ГДЕ я пою гимн. Для меня было намного важнее, ЧТО я исполняю. Я понимала и осознавала каждую секунду, что исполняю гимн. Это то, что объединяет народ, это то, что объединяет нацию. Это то, что должен любить и знать каждый человек, который считает себя украинцем. Вот к этому я подошла очень ответственно. Мне хотелось плакать, потому что я осознавала, что означает каждое слово. Говорят, что у нас гимн агрессивный, написан на суржике, недобрый — я все это перечеркнула. Взяла ноты, взяла текст — и мне захотелось прочувствовать его по-новому. Я решила подойти к этому с философской точки зрения: это народная песня. Да, у нее есть автор слов, автор музыки. Но ее должен исполнять народ, как ни крути. Я решила сделать его по-настоящему лирическим. «Згинуть наші воріженьки» — с таким оттенком, «як роса на сонці» — именно с таким. То есть так, как я бы исполнила его для родных. По моему мнению, наш гимн наполняют чрезмерным пафосом. Если, например, опросить людей, находящихся в этом здании, — не все знают его наизусть. А это плохо. Что-то отталкивает людей. Поэтому мне захотелось спеть его от души.

Во время боя Узелкова я не придавала особого значения тому, где я пою. Но перед боем Владимира Кличко я точно понимала, что исполняю национальный гимн в самом сердце России, где сидит Владимир Путин в зале (хоть его и не показали). Крымская татарка в Москве исполняет «Ще не вмерла України ні слава, ні воля»! Я не знаю, сколько нужно было сил, чтобы справиться с этим. Я не украинка по национальности, но я гражданка Украины. Я должна петь «ще нам, браття українці, усміхнеться доля». Я почувствовала и страх, и волнение, и сверхпатриотизм.

Как-то вы сказали, что хотите записать интернациональный альбом народной музыки, чтобы ее не воспринимали как диск со свадебными песнями. Почему так происходит и как это можно предотвратить?

— Я очень хочу, чтобы наш народ был европейским. Хоть мы и говорим, что хотим в Европу, но сначала должно измениться кое-что в ментальности. Мы где-то остановились. Не самовоспитывались. Да, у кого-то, возможно, не хватает денег на самообразование. Но говорить «я этого не знаю» — в наше время, когда открыт мир — это не от большого ума. Почему так происходит, что наши люди менее образованные? В этом мы очень сильно отличаемся от Европы. Наверное, потому что у них не было советского режима и других препятствий, которые были у нас. Они постоянно развивались и никогда не отставали. А нам сложнее, потому что в определенный момент у нас был очень большой всплеск — и в поэзии, и в литературе, и в музыке — а затем был «стоп». И теперь мы должны догонять. Мы стали «легкими» и недумающими. Нам легче проглотить понятное, над чем не нужно задумываться, чем сходить в театр или посмотреть хорошее кино. Нам легче проглотить жвачку. И это меня очень огорчает. Мы сейчас живем перепостами и ругательствами — от этого зависит наша жизнь. То есть собачки и котики важнее, чем новая книга. Все чем-то делятся в социальных сетях, но никто не имеет собственного мнения.

Грубо говоря, если оперу в репертуаре мировых оперных театров заменяют опереттой, это свидетельствует о деградации аудитории. Антрепренеры думают, как заработать деньги, как привлечь публику — следовательно, чтобы она приходила, нужно давать что-то легкое и понятное. Это мировая тенденция. Но то, что нам нужно быть более работоспособными, более умными, чем европейцы — это очевидно. Чтобы быть услышанными. Чтобы быть конкурентоспособными. Наша молодежь должна знать больше языков, наша молодежь должна больше читать, она должна быть быстрее, чтобы быть правильно представленной на мировом рынке!

Наши люди очень хорошие и талантливые. Но в определенный момент что-то происходит. Я в свои тридцать лет еще не могу понять, где именно пробел, — но я продолжаю об этом думать. Не понимаю, почему мой альбом All or nothing считают очень сложным, джазовым? Да, там есть английский язык. Этим я «отрезаю» значительную часть своей аудитории. Я ищу путь, чтобы делать украинскую  музыку мирового уровня. Я пишу украинскую (!) музыку — не важно, на каком языке — крымско-татарском, украинском, русском. Теперь я уже написала песню именно на украинском, которая, может быть, будет следующим синглом после «У осени твои глаза», — «Чому квіти мають очі?»:

«Чому квіти мають очі?

Чому голос їх пророчий?

Не чутно нам, коли біда

Вже простягнула крила?»

Мы стали настолько эгоистичными и одинокими в своих проблемах, что мы действительно ничего не слышим, пока нам уже по голове ударит, и тогда мы, возможно, поймем, что нужно что-то делать. Нельзя обвинять всех вокруг — нужно начинать с себя. И я это делаю ежедневно. Не прекращайте изучать себя и свое окружение — тогда, возможно, и в нашей стране будет происходить что-то интересное.

Почему украинцы начинают гордиться «своими» лишь после успеха за рубежом?

— Ментальность. С этим нужно бороться или мириться, я не знаю. Даже на примере последнего бокса: Володя победил — ура! Что вам еще нужно, дорогие люди? Что вы копаетесь, как именно он выиграл? Ну почему вы ищете какие-то недостатки, когда преимуществ значительно больше? Вот наша ментальность — комплекс неполноценности. То же самое в музыке. Выпускаешь новый альбом — и сразу слышишь: «Нет, ну это уже сто процентов на что-то похоже». На что? А образованности указать, на что, уже не хватает. «Нет пророка в своем Отечестве». Мы до конца не чувствуем себя независимой страной. Радуйтесь — мы независимая Украина! Что нам еще нужно?! У нас все в порядке: имеем своих политиков, своих спортсменов (которые, в действительности, могли бы представлять любую страну мира, под любым флагом, но они выбрали Украину). У нас действительно огромное количество людей, которые прославляют нашу страну, ничего не прося взамен, — и мы не умеем этому радоваться.

Почему нет любви к своей цветовой гамме, флагу, гимну и т.д.? Потому что это не воспитывается. Например, находясь за границей, многие (и я в том числе) охотно покупают футболку с британским или американским флагом. Это считается модно. А как они стали такими? Путем популяризации. Кто-то из публичных людей одел, удачно использовали в фильме, отсняли интересную фотосессию. Наше сочетание цветов (я это заявляю как человек, дважды получивший ELLE Style Award и Best Fashion Award) — невероятно стильное, и я хотела подчеркнуть это собственным нарядом во время исполнения гимна.

У нас есть талантливые фотографы, дизайнеры, операторы, музыканты, которые действительно могут конкурировать с европейцами. И знаете, для меня было настоящим открытием и утверждением веры в «наше» встреча с украинским кино. Это было ровно год назад, на съемках фильма «Поводир», в котором я сыграла главную женскую роль, нашего, украинского, режиссера Олеся Санина. Я еще больше полюбила украинское. Какой, например, талантливый художник по костюмам Галина Отенко — в ее костюмерной более 23 тысяч костюмов, к ней обращаются даже режиссеры из Франции! Есть у нас очень талантливые люди! Любите их и верьте в них, а иначе они уедут. И пока мы в ментальности, в своей голове, это не закрепим, у нас ничего не выйдет.

О музыкальном «пиратстве», образе певца и ролевой модели для молодежи, а также о том, как воспитать ребенка внутренне свободным — смотрите в следующей серии с участием Джамалы на «День-TV».

Неля ВАВЕРЧАК, фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ