Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Телегид

26 октября, 2012 - 12:53
КАДР ИЗ ФИЛЬМА СТЭНЛИ КРЭЙМЕРА «КОРАБЛЬ ДУРАКОВ» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРОГРАММОЙ «АРГУМЕНТ-КИНО»

ХХ век. Анализ самоуничтожения

Ночью с 28 на 29 октября, в 01.15, на канале «1+1» смотрите программу «Аргумент-Кино» и фильм Стэнли Крэймера «Корабль дураков».

События в знаменитой ленте классика американского кино Стэнли Креймера «Корабль дураков» разворачиваются в начале 1930-х годов. Место действия — пассажирский лайнер, который плывет под веселую музыку из Мексики в Германию. Он до отказа заполнен разными людьми. Что это за корабль, что это за люди? Есть вопрос, есть и ответы...

Итак, эти люди на «корабле дураков» являются определенным символом человеческого общества, которое страдает от пороков и низменных страстей. И именно это, по мнению авторов, в конечном итоге станет причиной прихода к власти Гитлера. Именно так — в литературной первооснове, в одноименном романе американской писательницы Энн Поттер. Ну и, собственно, в его экранизации — в фильме Стэнли Креймера.

Вообще же, образ «Корабля дураков» в мировой культуре достаточно древний. Это название, в частности, отсылает нас к двум знаковым произведениям европейской литературы и искусства. Прежде всего, это сатирическая поэма немецкого писателя Себастьяна Бранта, которая была напечатана в конце XV века и снискала истинную славу и большую популярность. Ну и, конечно, речь идет о картине знаменитого голландского художника Иеронима Босха, написанной примерно в то же время, и которая в настоящее время экспонируется в Лувре. И это аллегории общественного корабля, который направляется в Ад.

Заокеанские киноведы считают, что Стэнли Креймер был самым знаменитым, как они говорят, меседж-режисером двух послевоенных десятилетий американского кинематографа. Он является одним из той плеяды кинематографистов, которые были настроены своими фильмами не развлекать зрителей, а изменять мир. Иными словами, речь идет о киноискусстве социального посыла. Фильмы обязательно были направлены против чего-то — против фашизма, расизма, антисемитизма, нетерпимости и т. п. И это делалось искренне, без всякого государственного ангажемента. Поэтому ленту Креймера и его единомышленников не назовешь пропагандой, хотя их часто и не без основания обвиняли в дидактичности и тенденциозности.

Что же касается кинопути Стэнли Креймера, то его карьера — это хрестоматийное воплощение американской мечты: начинал подсобным работником на студии, потом был клерком, ассистентом сценариста, во время войны снимал антифашистские пропагандистские ленты, а по войне уже продюсировал и снимал большое кино самостоятельно. Подробно же о творчестве Креймера будет идти речь в специальном сюжете.

Возвращаясь к фильму Креймера «Корабль дураков», в котором, в частности, главные женские роли исполняют непревзойденные Вивьен Ли и Симона Синьйоре, стоит отметить, что он остается одним из самых выразительных художественных, творческих свидетельств о ХХ веке. Для такого свидетельства о жестокой эпохе, оказывается, не обязательно выстраивать горы трупов на экране. Стоит лишь показать, как люди в хорошем настроении направляются к могиле. Впрочем, Себастьян Брант, Иеронимус Босх, Стэнли Креймер — они не столько говорили о прошлом, сколько предостерегали современников о будущем, которое является суммой наших повседневных поступков. Следовательно, это своеобразные художественные письма-предупреждения, адресованные нам с вами.

Владимир ВОЙТЕНКО

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ