Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как вывезти 30 миллионов тонн зерна

Американские фермеры «упали со стульев», когда узнали, что кредитная ставка для украинских коллег — 25%
7 ноября, 2013 - 12:40
ФОТО РЕЙТЕР

Наша страна имеет большие перспективы в развитии зернового хозяйства и, соответственно, в наращивании доходов от его экспорта, уверен президент Украинской зерновой ассоциации (УЗА) Владимир Клименко. «Если будет подписано Соглашение об ассоциации с Евросоюзом, — говорит он журналистам, — то мы вместе с ним станем первыми в мире экспортерами зерна». Он отклоняет вариант создания зернового пула с Россией и Казахстаном и отдает преимущество созданию «зернового ОПЭК с Европейским Союзом».

«Все, кто занимается зерном, зерновики, мы давным-давно в Евросоюзе», — подчеркивает Клименко. По его словам, Украина является крупнейшим поставщиком зерна в Евросоюз («ежегодно 10 миллионов тонн зерновых и масличных культур»). А если начнет работать ассоциация, разъясняет Клименко, то обнулятся очень многие пошлины, от чего будет выгода и населению Украины, и производителям (цены на европейские товары упадут на 10-15%). Эксперт называет «враками» разговоры о том, что ассоциация с ЕС грозит коллапсом украинскому сельскому хозяйству. Его не пугает даже то, что в Европе сельхозпроизводители имеют существенные дотации. «Мы научились хорошо работать почти без дотаций», — констатирует Клименко и прогнозирует, что в этом маркетинговом году Украина может выйти на второе место в мире по экспорту зерна.

Глава Украинской зерновой ассоциации с гордостью рассказывает о высоком престиже Украины на международном рынке продовольствия. Это утверждение он подтверждает тем, что президент компании «Нибулон» Алексей Вадатурский в этом году номинирован на Всемирную продовольственную премию (это такой сельскохозяйственный «Оскар») за создание транспортно-логистического комплекса Днепр — Черное море протяженностью 700 километров. Проект столь значимый, масштабный и производит такое впечатление, что в Египте «Нибулону» предложили создать аналогичный комплекс на реке Нил.

Вместе с тем Клименко отмечает, что в Украине Вадатурский, как и весь зерновой бизнес, еще нередко встречается с труднопреодолимыми препятствиями. Так, по его словам, Мининфраструктуры целый год не может решить вопрос проведения дноуглубительных работ на Днепре. «Нибулон» готов выполнить их своими силами, но министерство никак не может определиться, какая из его структур подпишет с компанией соответствующий договор.

О других препятствиях, мешающих Украине закрепиться на втором месте по экспорту зерна в мире, журналистам рассказал руководитель практики права международной торговли АО «Волков и партнеры» Андрей Заблоцкий. Если рынок зерна, по его мнению, движется вперед, то законодательство, которое должно бы обеспечивать его эффективную работу, заметно отстает и требует совершенствования. «Это приводит к тому, — замечает юрист, — что темпы экспорта тормозятся». При нынешних условиях выполнить поставленную Президентом задачу об экспорте 30 миллионов тонн зерна будет очень сложно, практически невозможно, говорит Заблоцкий и перечисляет барьеры, преграждающие путь на мировые рынки украинскому зерну. По его словам, это сертификация качества зерна, правила работы Гарантийного фонда, торговля сельхозпродукцией на аграрной бирже, доставка сопроводительных документов зерновых грузов.

Заблоцкий констатирует, что участники рынка считают совершенно не нужной и экономически нецелесообразной сертификацию качества зерна при внутренних его перевозках, которая то отменялась, то снова вводилась. Именно получение этих сертификатов вызывает чаще всего простои вагонов под погрузкой — от двух до трех дней. Более того, это дополнительная финансовая нагрузка и такой административный барьер, который «крайне негативно влияет на логистическую цепочку и в итоге вызывает замедление экспорта». Эксперт рассказывает о трех законопроектах, находящихся в Верховной Раде и предусматривающих соответствующие изменения в закон о рынке зерна.

Первый из них убирает сертификацию при внутренних перевозках, и, как утверждает юрист, «без него рынок не сможет сделать шаг вперед». Второй, правительственный законопроект, по мнению Заблоцкого, несет ряд рисков, связанных с тем, что у правительства остаются рычаги влияния на рынок. Поэтому участники рынка не могут его поддержать. «Тем более что этот документ не соответствует целям, которые поставил Президент», — уточняет юрист. Однако у участников рынка не находит полной поддержки и законопроект, предложенный Президентом. В нем убирается сертификация качества как при внутренних, так и при международных перевозках, а также сертификация качества услуг по хранению зерна. Заблоцкий считает, что такие меры преждевременны и рынок к ним еще не готов.

Заботит участников рынка и ситуация вокруг так называемого Гарантийного фонда, который практически не может действовать из-за того, что в него должны бы вступить все элеваторы и зерносклады. «Этот принудительный порядок всех загоняет в одну структуру, — объясняет Заблоцкий, — которая создавалась с целью застраховать зерновые склады от потерь. Идея — коллективная безопасность и коллективное страхование рисков». И тут также есть два мнения. Минагропрод предлагает изменения, которые ничего не меняют. Согласно разработанному им законопроекту складам будет запрещено выдавать складские свидетельства, если они не являются участниками Гарантийного фонда. УЗА предлагает оставить выбор: кто хочет, пусть вступает в Гарантийный фонд, а кто не хочет — может страховать свои риски у страховых компаний.

Большие неудобства принесло «зерновикам» недавнее решение «Укрзалізниці» отказаться от транспортировки одновременно с зерновыми грузами и оригиналов соответствующих документов. Нередко из-за этого происходят задержки с выгрузкой вагонов в портах на две-три недели...

К проблемам на зерновом рынке пришлось возвращаться и Клименко. Эксперт уверен, что украинская власть просто обязана создать условия для вывоза из страны 30 миллионов тонн зерна, иначе рынок ожидает ценовой коллапс. Ведь у нас никто не страхует сельхозпроизводителя от потерь, связанных с низкими ценами на зерно. Страховой пул, по словам президента УЗА, не работает. По его мнению, государство должно было бы взять на себя часть процентов по кредитам — одну или даже две ставки рефинансирования Нацбанка. Клименко рассказывает о недавнем пребывании в американском штате Айова и о том, что там ставки по кредитам для фермеров — всего 4%. «Американские фермеры буквально со стульев падали, когда узнали, что в Украине сельхозпроизводители вынуждены брать кредиты под 24%», — вспоминает президент Украинской зерновой ассоциации.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ