Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Конкуренты сменили тактику. А мы?

Премьер-министр РФ распорядился кардинально изменить Стратегию развития IТ-отрасли. В Украине такого документа вообще нет, но мы все равно обыгрываем соседей на этом поле, говорят эксперты
14 ноября, 2013 - 12:28

Соседи изменили акценты в развитии высоких технологий. Отныне они отказываются от стимулирования появления на их территории международных IТ-комапний. Мол. Все, хватит «греть» чужой бизнес, будем развивать своих. Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении стратегии развития отрасли информационных технологий на  2014—2020 гг. и на перспективу до 2025 г. Более того, утвержденная Дмитрием Медведевым редакция Стратегии развития ІТ-отрасли больше не только не предусматривает поддержку иностранных центров разработок, но и — включение крупных российских ІТ-компаний в число стратегических предприятий. В то же время теперь авторы стратегии обещают обеспечить импортозамещение и стимулировать «циркуляцию данных облачных сервисов внутри страны».

В Украине, убеждает вице-президент Ассоциации «Информационные технологии Украины» Игорь Лисицкий, такие «развороты» соседей ничего кардинально не изменят. Несмотря на то, что мы действительно сегодня конкурируем за международный бизнес, в частности за заказ на аутсорсе, по словам эксперта, надеяться, что тот будет переориентирован на нас после того как его перестанут заманивать в РФ, не стоит. К сведению, глобальный мировой рынок программного сервиса, по данным аналитического агентства Gartner, сегодня превышает 250 миллиардов долларов. Эксперты прогнозируют, что в этом году он вырастет на 2%. А вот  украинский, по словам генерального директора Luxoft Украина Дмитрия Кушнира, покажет в десять раз больший темп роста — приблизительно 20%. «Это значит, — подчеркивает Кушнир, — что Украина наращивает свою долю глобального рынка». По его словам, если такая динамика сохранится, то через 10 лет — до 2023 года — объем украинского рынка составит не менее 10 миллиардов долларов, и в этой перспективной экспортоориентированной отрасли будет работать более 200 тысяч специалистов.

Однако наше государство должно было бы воспользоваться российской стратегией как стимулом к действиям, убеждены эксперты. «Многое из того, что они там планируют делать, нужно делать и нам», — отмечает Лисицкий. По его словам, украинская стратегия развития ІТ-индустрии очень похожа на ту, которую написали россияне. Но... «Как говорят, дьявол прячется в мелочах, поэтому вопросов больше к тому, как будет реализовываться то, что там написано. У нас нет таких ресурсов, которыми владеют в РФ, в первую очередь — финансовых. Вероятно, поэтому мы и ошибок меньше делаем в принятии тех или иных мер. Но наши планы нужно подкорректировать под планы конкурентов. Мы по существу наших шагов не отстаем от России, а, возможно, и где-то работаем с опережениями», — отмечает Лисицкий.

В Украине на сегодняшний день нет унитарного документа под названием Стратегия развития ІТ-индустрии. Перспективный план развития отрасли, как нам объяснили представители этого рынка, представлен комплексом разных нормативных документов. И они находятся в постоянной коррекции. «Каждый день мы работаем над формированием стратегии. У меня сегодня была встреча на эту тему. И вчера мы проводили совещание», — рассказал «Дню» Лисицкий. Но, по его словам, процесс организован таким образом, что коррекция происходит «по живому». Это означает, что поправки вносятся в процессе реализации той или иной нормы.

На сегодняшний день, как рассказал в комментарии «Дню» Лисицкий, работа ведется вокруг создания «условий для бизнеса»: здесь и налоговая нагрузка, и разрешительная система, и т. п.; второе направление — «подготовка кадров для отрасли» и третье — «информатизация общественных потребностей», которая в официальных документах значится как «электронное управление».

Страна должна определиться относительно приоритетов информатизации населения, говорит Лисицкий. Во-вторых, по его словам, нам необходимо выработать стандарты качества для ІТ-рынка. «Решение, которое внедряется, должен поддерживать определенный функционал, который должен быть обсужден и с общественным организациями, и с экспертами от университетов, научно-исследовательских институтов и, конечно, бизнеса, — отмечает Лисицкий. — А то время от времени возникают скандальные ситуации, когда то или иное решение было внедрено при намного больших расходах». Очевидно,  вице-президент Ассоциации «Информационные технологии Украины» намекает на свежую историю с госреестрами, расследование которой вчера инициировали в Верховной Раде.

Еще один интересный аспект, о котором вспомнил в своем комментарии «Дню» Лисицкий, — это подготовка ІТ-специалистов. Ведь действительно в прессе тиражируются сообщения о безумных темпах роста ІТ-бизнеса в Украине, особенно в направлении аутсорсинга (в 2003—2012 годах объемы здесь, по данным Ассоциации разработчиков программного обеспечения «Украинская Hi-Tech инициатива», росли на 30—35%), а это требует значительных трудовых ресурсов. Государство уже отреагировало — в этом году увеличили государственный заказ на ІТ-специальности... вдвое. Но, как всегда, есть одно «но». В частных беседах представители ІТ-индустрии сетуют на это государственное решение. Мол, пошли экстенсивным путем — увеличили объемы — в то время как стоило бы поработать над качеством тех, кого готовим. Ведь ни один из вузов, даже те, которые входят в пятерку лучших по подготовке ІТ-специалистов, не обеспечивает 90% занятость своих выпускников (даем 10% погрешности на «семейные обстоятельства». —  М.Ю.).  По данным, которые весной этого года обнародовала Ассоциация «Информационные технологии Украины», Национальный университет «Киево-Могилянская академия» дает наивысшие показатели трудоустройства ІТ-специалистов —  76% от общего количества выпускников, занятых в IТ-индустрии. На втором месте — Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт» с показателем в 44,06%. На третьем — Львовский национальный университет им. И.Франко — 43,06%. На четвертом — Киевский национальный университет им. Т.Шевченко — 42,16%. И в затылок ему дышит Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара — 41,47%. Каждое высшее учебное заведение оценивали по соотношению количества занятых выпускников вуза в IT и общего объема выпуска, начиная с 2000 года. К слову, общий показатель трудоустройства выпускников ІТ-специальностей по Украине еще ниже — лишь двое из десяти таких выпускников устраиваются по специальности в Украине, говорят эксперты. Остальные — теряются. Не исключено, что они просто не известны официальной статистике, потому что работают в качестве фрилансеров на аутсорсе  — детальнее можно прочесть об этом в материале «Дня» «Высокооплачиваемый...безработный» от 31 октября 2012 года.

Поэтому исполнительный директор Ассоциации Виктор Валеев заметил: значительно с большей пользой государство могло бы использовать средства, которые оно потратило на «раздувание» госзаказа, если бы направило их на создание лаборатории, закупку новых программ или даже повышение заработной платы преподавателей, таким образом простимулировав конкуренцию среди педагогов: идти преподавать в университет ІТ-специальность должно быть привлекательно. Да и конкуренция среди абитуриентов будет при таком подходе значительно выше, следовательно, будут приходить более сильные студенты, из которых потом будут вырастать те, кто, возможно, будет смелее в амбициях и не купится на быстрые деньги по аутсорсингу, а рискнет открыть свой бизнес. Но все опять же, как замечают эксперты, упирается в качество образования. Ведь пока что подготовка менеджеров для ІТ-рынка в Украине — тоже непаханное поле.


 

К ТЕМЕ!

Вера ГЛУШКОВА:  «Нет реального и честного анализа того состояния, в котором мы находимся»

Относительно качества стратегии развития ИТ-отрасли Украины и ситуации в IT-сфере на государственном уровне в целом мы поговорили и с дочкой академика Глушкова Верой, кандидатом физико-математических наук, старшим научным сотрудником Института кибернетики им. В. Глушкова НАНУ.

— Относительно той концепции, которую у нас делали: я знаю, кто это писал и знаю, с каких документов это писали, — начала Вера Викторовна. — Россияне правильно написали, это — «благие пожелания». У нас ситуация такая, что мы не знаем, куда мы идем. Кораблю, который не знает, куда он плывет, ни один ветер попутным не будет. Например, идет межведомственная борьба, когда создаются законы о киберзащите, о защите персональных данных — каждое ведомство тащит на себя. Почему не сделали сквозную электронную подпись (она работает только в налоговой)? Потому что каждое ведомство тянет одеяло на себя, и там правды не дождетесь. Это очень грустная тенденция, потому что в основном идет распилка бюджета непонятно в какие стороны. Передаются достаточно большие деньги, чтобы, как минимум, разработать более-менее серьезный проект. Но куда они все идут, ответить сложно.

А если спроектировать, как это должно быть?

— Во-первых, должна быть оценка того состояния, где мы находимся. Недавно был конгресс по информационному обществу, в котором я принимала участие. И я там выставляла документ, в котором сказано, что впервые с 2002 года была проведена оценка ресурсов для работы по электронному обществу, и то, по-моему, только технических ресурсов, и то только выборочно! То есть мы не знаем, что у нас есть на каких местах. Почему не сделано до сих пор электронное правительство? Потому что не существует единых стандартов его разработки. Мы говорим об этом уже около десяти лет. Как можно было за это время не разработать единые стандарты? Получается, что руководство чиновникам говорит: делайте, а эти бедные энтузиасты из разных областей делают так, как они это видят и понимают. Некоторые вообще неправильно понимают, а остальные пишут это на разных платформах — одни на Microsoft, другие — на Oracle, а они же не совмещаются! А это все надо соединить воедино по всей стране. А стандартов нет. Нет реального и честного анализа того состояния, в котором мы находимся. Был экспресс-анализ, который проводила IT-ассоциация Украины по своим предприятиям, но есть еще другие ассоциации, они их не касались. Но это же далеко не вся IT-отрасль: есть государственные предприятия и другие. Единого видения ситуации нет в принципе. И нет анализа, на него никто не выделяет денег. Почему этого никто не делает, для меня просто загадка. Программу можно писать, только имея общее видение того, что происходит у нас в стране.

Вторая очень слабая сторона — не ведется аналитика. Что такое аналитика? Люди должны заниматься этим постоянно, это не просто разовый коммерческий проект. Нужно объективно собирать базу данных, сравнивать показатели, а у нас часто это «заказуха». Этот фактор тоже очень мешает.

Постоянного сотрудничества государства с учеными нет?

— Они участвуют в программах, но очень поверхностно. Им дают какой-то «кусок», а общего видения они не имеют. И даже, если они пишут замечания, их могут вообще не принять. Должна быть политическая воля руководства. Тогда это сделать, в принципе, будет несложно. У нас еще есть институты, сотрудники которых могли бы заняться такой разработкой, тем более что государственные учреждения могут делать это непредвзято.

А как мог бы быть использован опыт, наработанный еще Виктором Глушковым?

— Прогноз научно-технического развития, который сделал Виктор Глушков, был признан лучшим во всех странах СЭВ (Совет экономической взаимопомощи — межправительственная экономическая организация, действовавшая с 1949 по 1991 годы, созданная по решению представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. — Ред.). И именно его использовали для развития всех стран СЭВ. Мы хотим сейчас поднять документы, изучить разработанные им методы прогнозирования научно-технического прогресса. В своей ОГАС (Общегосударственная автоматизированная система учета и обработки информации. — Ред.) Глушков говорил, что без научно-технического прогноза и прогноза вообще невозможно двигаться дальше. А прогноз должен основываться на хорошем анализе существующей ситуации. ОГАС так и задумывался — чтобы было видно, какое состояние дел на сегодняшний момент в разных отраслях и сферах. А у нас ни по одной отрасли нет общего видения. Доходит до того, что люди, пишущие законы по защите персональных данных, абсолютно не знают терминологии законов по киберзащите. Хотя в принципе это одно поле. Почему так происходит, я тоже не знаю.

Кстати, 12 ноября в Институте кибернетики имени В.М. Глушкова НАНУ состоялись научные чтения, посвященные 90-летию со дня рождения Виктора Глушкова. Кроме проведения экскурсий, викторины, посвященной истории информационных технологий,  и заслушивания лекций коллег Виктора Михайловича, мы также послушали выступления детей — юных исследователей. Они покорили всех. Их презентации были лаконичными, четкими, актуальными и конкретными. Есть очень талантливые дети.

То есть если бы была политическая воля, в будущем ее будет с кем внедрять?

— Да. Если бы не было этого «бардака», всего можно достичь.

Ольга ХАРЧЕНКО, «День»

Алла ДУБРОВЫК, «День»; Мария ЮЗЫЧ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ