Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Нам пора научиться слушать друг друга!

«Театральные конфронтации» c украинским привкусом — впечатления от Люблинского фестиваля
25 октября, 2012 - 11:43
ОДИН ИЗ САМЫХ ПРОТИВОРЕЧИВЫХ СПЕКТАКЛЕЙ ФОРУМА — «АПОРИЯ’43/ 47. ДЕКАЛОГ: ЛОКАЛЬНАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА» (КОПРОДУКЦИЯ ЛЮБЛИНСКОГО SCENA PRAPREMIER INVITRO И ХАРЬКОВСКОГО ТЕАТРА «АРАБЕСКИ») — КИЕВЛЯНЕ СМОГУТ УВИДЕТЬ 26 ОКТЯБРЯ В ЦЕНТРЕ КУРБАСА / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ФЕСТИВАЛЯ

Концепция известного восточно-европейского форума, который уже семнадцатый раз проводится в Польше, отличается заинтересованным ракурсом взгляда организаторов на театр близлежащих стран (прежде всего России, Украины и Беларуси). В главной программе несколько российских спектаклей демонстрировали тенденции современного театра. Так, Московский «Театр.doc» представил подготовленный в жанре документальной драмы спектакль «Двое в твоем доме» о белорусском писателе и оппозиционере Владимире Некляеве. А молодой санкт-петербургский коллектив выпускников Льва Додина «Театр post» поставил два спектакля по пьесам модного современного белорусского автора Павла Пряжко, используя в своем творчестве популярную теорию альтернативного развития современного искусства — как «постдраматического» перформативного театра.

Кстати, благодаря программе «Театральных конфронтаций» в Украине некоторые из польских спектаклей этого форума нам тоже знакомы. Например, на фестивале состоялась премьера телевизионной версии резонансного спектакля «Братья Карамазовы», показанного в Украине два года назад, театра «Провизориум». Киевляне также видели музыкальный опус Марты Гурницкой «Хор женщин», который до Люблина доехал только сейчас. Но наибольше споров вызвал перфоманс Павела Пассини «Турандот» по мотивам одноименной оперы Дж. Пуччини.

Ныне к десятилетию творческой деятельности Пассини в программе «Люблинский шоу-кейс» («ярмарка» лучших местных спектаклей последнего времени) на «Конфронтациях» была представлена подборка его работ — как музыкальных, так и театральных. Показан и новейший спектакль NetTheatre, инспирированный работами Кантора и кабалистическими текстами, «Чучело. Книга блеска», громкая премьера которого состоялась летом в Эдинбурге. Среди спектаклей Пассини одним из самых интересных показался спектакль «Звереныши маленькие признания». Перфоманс привлекает прежде всего визуально — чудными костюмами зверюшек и изобретательными кусочками материи, развешанными по сцене, — они выступают то тучками, то кронами деревьев, но в том и в другом случаи — еще и экранами, на которые постоянно проектируется видео. Сложный музыкально и технически, спектакль демонстрирует абсолютное восприятие компьютерных технологий самым юным поколением. Родители, которые приведут детей на этот спектакль, смогут для себя открыть некоторые сходства с обитателями леса, а если постараются, прочитать в нем и... политические лейтмотивы.

Кстати, социально настроен оказался и Театр им. Г. Моджиевской из польского городка Легница. И если в одном из представленных спектаклей («Оркестр») действие разворачивается вокруг трагедии на местной шахте, то другой — «ІІІ Фурии» — жестко, в стиле панк, развенчивает сразу несколько мифов польской истории, в частности такие ноющие раны, как Холокост евреев и деятельность Армии крайовой...

Безупречным лидером фестиваля стал спектакль в потрясающе точном и филигранном исполнении Даисуке Иошимото (представлен в рамках программы MAAT) — тихий, неспешный, сосредоточенный, почти медитативный танец о противостоянии человека и времени.

А один из самых противоречивых спектаклей форума — «Апория’43/47. Декалог: локальная мировая война» (копродукция люблинского Scena Prapremier Invitro и харьковского театра «Арабески») — киевский зритель сможет увидеть 26 октября в Центре Курбаса. (Часть I — «Декалог» — поставил режиссер С. Олешко, а часть II — Aporia 43/47 — режиссер Л. Вит-Михайловский.) Обе части проекта объединяет, кроме темы, общая команда: актеры, сценография, композиторы. Украинско-польский конфликт на фоне Второй мировой войны оказался слишком болезненной и сложной темой даже сегодня. Можем ли мы об этом говорить? Можем. И даже без всякой тени конфликта. Нужно ли это делать? Несомненно. Нам пора научиться слушать друг друга!

Виктор СОБИЯНСКИЙ, театровед (Киев — Люблин)
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ