Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Почему нам нельзя в Таможенный союз?

О рисках для экономики на примере Беларуси и Казахстана
26 ноября, 2013 - 14:09
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Украина пока еще остается мощной «буферной зоной» между Западом и Востоком, своеобразным «водоразделом» культур, мировоззрений, идеологий.

Можно прогнозировать, что в ближайшее время будет происходить рост соперничества между Россией и ЕС относительно влияния на процессы экономической интеграции стран-соседей, в частности Украины.

Со времени распада СССР создание Таможенного союза является, возможно, наиболее мотивируемым региональным интеграционным проектом на постсоветском пространстве. Россия была, есть и останется главным идеологом геополитической и геоэкономической реорганизации постсоветского пространства, организатором «всех побед и провалов» как в экономическом, так и политико-правовом плане.

Сегодня надежды и прогнозы как казахстанской, так и белорусской власти на то, что, например, ТС откроет для их предпринимателей 153-миллионный рынок сбыта, пока не оправдались. Доля Казахстана в ТС в 2012 году составила немного меньше 17 %, тогда как в 2011 году этот показатель составлял 20 %. Казахстан, как и раньше, активно продает России и Беларуси сырье, а взамен получает готовую продукцию, которую зачастую из того же сырья и производят. По данным Агентства статистики Республики Казахстан, объем казахстанского экспорта в Россию и Беларусь за семь месяцев 2013 года, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, увеличился на 0,4 %, тогда как импорт из этих двух государств подскочил аж на 7,3 %. При этом Казахстан экспортировал в Россию своих товаров больше на 0,8 %, а импортировал оттуда с приростом на 7,7 %.

Беларуси же торговать с Казахстаном приходится через Россию. В результате казахстанский экспорт в Беларусь сократился на 25,3 %, а импорт оттуда — на 3,6 %.

Известный казахский политолог, директор Группы оценки рисков Досим Сатпаев открыто заявил, что «для Казахстана 153-миллионный рынок в Таможенном союзе надежд не оправдал». Даже министр финансов РК Болат Жамишев признал, что казахстанский экспорт в страны Таможенного союза сильно сократился. По информации агентства статистики, экспорт Казахстана в страны Таможенного союза сократился на 3,7 %, а экспорт России и Беларуси в Казахстан, напротив, вырос на 12 %!

О нерентабельности Таможенного союза высказался и Президент Беларуси Александр Лукашенко.  Он открыто заявил, что Россия не хочет впускать на свой рынок Беларусь и Казахстан.

Во-первых, растут валютные риски. Главный из них — экспансия российских банков в Украину. Расширение использования рубля во внешнеэкономических отношениях Украины с Россией означает, что ключевыми реализаторами соответствующих действий будут российские государственные банки и их дочерние подразделения в Украине. Исследования ученых подтверждают, что основные риски для финансово-экономических действий Украины в интеграционных процессах с ТС заключаются в намерениях России относительно создания единого валютного пространства на поприщах ЕврАзЭС. Подтверждением этому является как рост доли рубля во внешнеторговых расчетах (хотя расчеты между другими странами по этим операциям без участия России осуществляются преимущественно в долларах США и в значительно меньшей мере в евро), так и задекларированное недопущение разных валютных курсов.

Во-вторых, существуют значительные тарифные ограничения и защитные мероприятия. Правила ВТО при заключении соглашений о свободной торговле или Таможенный союз требуют от стран-членов придерживаться норм относительно охватывания преференциальным режимом подавляющей части торговли товарами, а также — относительно не ухудшения доступа для третьих стран. Ставятся задачи, чтобы пошлины и другие средства регуляции торговли не устанавливались более ограничивающими, чем это предусмотрено документами ВТО. Сообщения относительно заключения соглашений о свободной торговле или Таможенных союзов должны предоставляться странами-членами в Комитет по региональным торговым соглашениям ВТО. Это касается и Украины.

Украина относительно стран Таможенного союза является третьей страной, хотя и имеет статус наблюдателя. Сегодня формирование Таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, на которой не применяется пошлина и ограничения экономического характера (исключение — специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные мероприятия). В рамках Таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые мероприятия регуляции торговли товарами с третьими странами. Соответственно, к Украине применяются единые таможенные тарифы и другие единые мероприятия регуляции торговли товарами.

В целом, кроме возможного гипотетического снижения цен на газ, членство в Таможенном союзе ничего Украине не принесет. Например, сегодня ставки единого таможенного тарифа на отечественную металлопродукцию являются несущественными, они не повлияют на торговые взаимоотношения Украины со странами ТС. Известно, что Российская Федерация в 2008 г., после жалоб российских трубных компаний, уже вводила специальные пошлины на ввоз украинских труб в размере 28,1 % за тонну, однако в 2011 г. эта ставка была снижена до 9,9 %.

Переориентация на другие рынки является достаточно сложной и длительной во времени, потому уже сегодня видно, что любые торговые ограничения негативно влияют на деятельность отечественных производителей.

До 2019 г., согласно газовым контрактам между ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз», для Украины действует нулевая ставка экспортной пошлины на природный газ. Поэтому возможное вступление Украины в Таможенный союз, без учета дополнительных договоренностей, никоим образом не повлияет на цену природного газа. Вместе с тем за вычетом природного газа объемы импорта энергоресурсов в Украину из стран ТС в 2012 г. составляли свыше 8,8 млрд. долл. США. Отмены таможенных тарифов на нефть и нефтепродукты могут привести к экономическим выгодам для отечественных промежуточных и конечных потребителей на сумму свыше 1,9 млрд. долл. США., при этом потери как импортеров, так и экспортеров энергоресурсов от поднятия Украиной импортных тарифов до уровня, определенного действующими правилами ТС, не должны превысить 100 млн. долл. США.

При условии принятия Украиной тарифного графика ТС это может создать отечественным производителям дополнительные трудности в решении вопросов технического и технологического переоснащения их материально-технической базы. Существует вероятность повышения тарифов на импорт инвестиционных товаров из третьих стран, включая страны ЕС.

Представители бизнес-среды Казахстана указывают на существование серьезных проблем в сфере налогообложения, которые приводят к повышению транспортных расходов и, как следствие, увеличению стоимости как казахстанских товаров, так и товаров, произведенных для внутреннего потребления на территории Казахстана из импортного сырья и комплектующих. Эти проблемы связаны с налогообложением перевозок или с транзитом через территорию России. Если до создания ТС такие перевозки считались международными и не облагались НДС, то транзит, а также перевозки между странами — членами ТС теперь облагаются НДС. В итоге стоимость поставки одного контейнера с территории ЦСЕ выросла на 15 %, из России — на 12 %. При этом остро стоит вопрос с возвращением НДС при поставках между странами-членами.

В-третьих, Украина уже заявила о себе в мире как о мощном игроке на рынке аграрной продукции. Позитивным фактором является то, что сельскохозяйственный экспорт в страны ЕС развивается динамичнее, чем экспорт в страны ТС. Учитывая, что между Украиной и странами ТС действует соглашение о ЗСТ, единственным изменением в условиях торговли при интеграции с ТС должна быть отмена действующей сегодня по отношению к Украине импортной пошлины на сахар в размере 340 долл./т. Кроме того, наращивание возможно за счет временного упрощения (на несколько лет) процедуры экспорта продукции пищевой промышленности в страны — члены ТС/ЭСП  в результате значительного отставания с гармонизацией их национальных НД с  международными и европейскими документами.

Однако реализация данного преимущества не является гарантированной  ввиду традиционно слабой предсказуемости введения Россией разного рода торговых (нетарифных) ограничений для украинской продукции и жесткой позиции относительно защиты своего рынка от товаров конкурирующего украинского импорта. Маловероятно, что такая ситуация кардинально изменится после присоединения Украины к ТС, поскольку будет всегда существовать возможность применения относительно украинской продукции мероприятий нетарифной регуляции или стремление  к принятию т.н. добровольных ограничений. В частности, известно, что со стороны Беларуси действует самоограничение при поставках сахара в РФ: в 2010—2013 гг. в объеме 200 тыс. т.

В-четвертых, предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Украины для производства продукции военного назначения импортируют товары и материалы из 16 стран (от импортных поставок зависит деятельность 67 предприятий ОПК Украины, что составляет более 40 % общей численности предприятий, принимающих участие в выполнении государственного оборонного заказа). Однако наиболее критическая зависимость от импортных поставок в авиастроении, двигателестроении для авиатехники и радиоэлектронике. Свыше 60 % общего импорта для потребностей предприятий ОПК Украины осуществляется из России. При этом внутренний рынок Украины потребляет не больше 5—7 % общего объема выпуска продукции предприятий оборонной отрасли. На 90—95 % ОПК Украины ориентирован на выполнение экспортных поставок. Вступление в ЕврАзЭС для этих предприятий не откроет новые перспективы. Отказ России от этих заказов означает потерю рынков и переориентацию производства, что может растянуться на 5—10 лет. За это время эти виды продукции уже будут никому не нужны.

В-пятых, снижение уровня контроля над товарооборотом внутри ТС. Снятие границ между тремя странами в рамках ТС привело к тому, что снизились возможности для контроля товарооборота. В связи с этим представители правительственных структур и бизнеса указывают на невозможность контроля качества перемещаемой внутри ТС продукции. Нерешенным вопросом остается тенизация товарооборота: уровень тенизации, по разным оценкам, достигает от 50 до 65 %. Облегчение процедуры таможенного контроля привело к росту контрабанды. На сегодняшний день таможенные органы Российской Федерации не имеют возможности оценить реальные объемы товаропотоков из Беларуси в Россию, а также из России — в Беларусь и Казахстан.

В-шестых, надо иметь в виду такие негативные такие факторы, как наркотрафик, преступность и миграция. По оценкам экспертов, снятие таможенной границы внутри Таможенного союза привело к увеличению наркотрафика из Казахстана и Афганистана на территорию России. Наиболее распространена проблема в Сибирском федеральном округе, где после снятия таможенного контроля выросло количество исключения наркотиков.

Отмечаются проблемы и на Кавказе. Несмотря на то, что правоохранители Казахстана усиливают контроль южных границ республики, это, по оценкам экспертов, существенно не влияет на объемы перевезенных наркотиков, которые перемещаются под видом легальных товаров с использованием товаров прикрытия. По всему периметру таможенной границы отсутствуют какие-либо заградительные препятствия, что позволяет свободно ее пересекать. С учетом низкого уровня социальной обеспеченности жителей сельской местности, которые активно принимают участие в схемах, это делает контрабанду наркотиков легким и прибыльным занятиям.

По оценкам Da Vinci AG Analitic Group, в случае присоединения к Таможенному Союзу Киргизстана, а также, в перспективе, других среднеазиатских республик наркотрафик может вырасти существенно. Это, в свою очередь, может привести к активным действиям со стороны Российской Федерации относительно установления военных или специальных полицейских баз на территории стран-участниц Таможенного союза. Поэтому, в случае вхождения в ТС среднеазиатских республик, в европейской его части может увеличиться популярность новых наркотиков, которые завозятся из Средней Азии.

В-седьмых, еще одной проблемой является усиление миграции внутри Таможенного союза, что предусматривает свободное движение рабочей силы внутри стран ТС. В случае присоединения к организации среднеазиатских республик это может привести к наплыву их жителей в европейскую часть Таможенного союза и Украину. Сегодня в Беларуси фиксируется рост криминальной активности выходцев из республик Кавказа. При этом растет уровень междунациональной напряженности между коренным населением и приезжими. Конфликты происходят как на экономической, так и на социальной основе.

Как видим, сознательное затягивание Украины в Таможенный союз является одной из попыток как-то спасти это интеграционное объединение. Но Украина в качестве реаниматора может быть и началом его конца. А также концом империй и режимов с затяжным постсоветским прошлым, где ветер демократии пробивается через едва притворенное окошко. Но сквозняк может быть существенный.

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ