Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Двенадцать месяцев имитации

Год назад формально вступил в действие Закон «О проведении экономического эксперимента в сфере государственной поддержки судостроительной промышленности»
5 февраля, 2014 - 10:36
НА ФОНЕ ОТСУТСТВИЯ РЕАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА УКРАИНСКИЕ ЗАВОДЫ ДАЖЕ ПЕРЕШЛИ ОТ СБОРА КОРПУСОВ К ПОЛНОКОМПЛЕКТНОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ СУДОВ / ФОТО РЕЙТЕР

Корабелы понимали: для того, чтобы он заработал, нужно внести изменения в другие законы и нормативные документы, в первую очередь — в Таможенный и Налоговый кодексы. Ассоциация судостроителей Украины «Укрсудпром» предложила правительству определенные механизмы удешевления кредитов путем частичной компенсации ставки по кредитам коммерческих банков, предоставления госгарантий по иностранным кредитам и тому подобное. В парламенте были зарегистрированы законопроекты № 2488 и № 2489 о налоговых и таможенных льготах для судостроительной отрасли, которые могут дать возможность заработать Закону «О проведении экономического эксперимента». Однако на протяжении года желаемого результата так и не дождались: не доходили как-то у депутатов руки к этому.

Без сомнения, это в который раз разочаровало владельцев судостроительных предприятий, которые и так не раз нарекали на отсутствие помощи со стороны государства. И наверное, для них медлительность украинской власти даже стала проверкой на прочность. В поисках новых заказчиков и более приемлемых, чем в Украине, условий кредитования, бизнесмен Константин Жеваго приобрел судостроительное подразделение норвежской компании Bergen Group ASA. Керчинский завод «Залив» получает 51% акций в новой акционерной компании, которой и передадут норвежские заводы Fosen и BMV. Мощности самого «Залива» летом оказались незагруженными, и, учитывая вынужденный простой, осенью на предприятии начали реконструкцию.

Впрочем, отметим, что кто-то таки получает поддержку в виде госзаказа. Скажем, «Черноморский судостроительный завод» бизнесмена Вадима Новинского в 2009 году получил заказ на строительство четырех корветов для украинских Военно-Морских сил стоимостью в 16,1 миллиарда гривен. Завод «Ленінська кузня» бизнесмена Петра Порошенко до 2017 года должен построить 9 бронированных артиллерийских катеров «Гюрза-М». В прошлом году завершился ремонт боевого ядра украинских Военно-Морских сил, которое состоит из 11 кораблей. Всего на ремонт флота власть выделила 170 миллионов гривен. Большинство кораблей отремонтировали на ЧСЗ, фрегат «Гетьман Сагайдачний» — на подконтрольном Петру Порошенко «Севастопольском морском заводе». Хотя такую поддержку вряд ли можно назвать системной.

Сами владельцы судостроительных заводов находят пути сэкономить средства за счет государства. Где-то  года два  назад ЧСЗ попал в число «злостных налогонеплательщиков», задолжал Николаеву около 12 млн грн. Когда же городской голова затребовал от налоговой продать имущество должников и направить в казну города средства, положенные по договорам аренды за землю, ему ответили, что ЧСЗ проходит процедуру банкротства, а поэтому от кредиторов защищен.

На фоне отсутствия реальной поддержки со стороны государства украинские заводы даже перешли от сбора корпусов к полнокомплектному строительству судов. Так, в прошлом году «Херсонский судостроительный завод» Вадима Новинского закончил серию танкеров для группы компаний SVL (Мальта), построив третье судно проекта RST27. Но во время выполнения контракта возникали осложнения: все оборудование, которое ввозилось для строительства танкера, облагалось пошлиной, ведь то, которое Таможенным кодексом Украины от уплаты освобождается, требованиям заказчика не отвечало.

Завод «Нибулон», который принадлежит агрохолдингу «Нибулон» Алексея Вадатурского, в конце прошлого года заложил два буксира серии POSS-115. Ожидается, что весной начнется строительство буксиров другого проекта, POSS-121, а осенью — несамоходных судов NBL-91. После же завершения глубокой реконструкции судостроительного завода, начатой в ноябре 2013-го, «Нибулон» намерен начать строительство судов класса «Волго-Донмакс».

Вообще же, в судостроительной отрасли Украины много лет ситуация неоднородная: у одних заводов ситуация лучше, другие находятся на грани банкротства. В ноябре был признан банкротом «Николаевский судостроительный завод «Океан», открыта ликвидационная процедура. А это — большое предприятие, способное выпускать крупнотоннажные суда водоизмещением до 350 тыс. т (для сравнения: ЧСЗ — до 105 тыс. т, ХСЗ — до 30 тыс. т). Несмотря на декларацию намерений спасти завод (более  года назад Президент Украины поручал правительству оказать помощь заводу в поиске заказов), чиновники здесь так и не помогли, хотя обещают и ныне. Так, губернатор Николаевской области Геннадий Николенко сообщил недавно о «серьезной заинтересованности» со стороны России использовать «Океан», а также ЧСЗ для строительства газовозов. Напомним, что, как заявлял вице-премьер Юрий Бойко, Россия обещает до 2020 года заказать строительство таких судов на сумму приблизительно 4 миллиарда долларов.

Но в эфире радиостанции «Эхо Москвы» российский вице-премьер и глава Военно-промышленной комиссии Дмитрий Рогозин назвал судостроительные заводы Николаева мертвыми и заброшенными. «Вот в Николаеве на верфях — это «61 Коммунар», это Черноморский судостроительный завод — они стоят просто мертвые, запущенные. Как в фильме «Сталкер» Тарковского», — поделился он впечатлениями от недавнего визита на предприятия Украины. И отметил, что если Россия и «возьмет ныне на себя вопросы, связанные с оживлением промышленной кооперации с Украиной, то российские промышленники должны понимать, что им придется столкнуться с проблемами застоя, разрухи, которая наблюдается в украинской промышленности в течение последних десятилетий».

При этом директора заводов и чиновники любят говорить об определенных достижениях украинских кораблей как о возрождении судостроительной отрасли как таковой. Но в действительности пока это остается под большим вопросом. Полнокомплектное строительство проходит малыми сериями. Мощности даже наиболее успешных заводов загружены далеко не в полной мере. Поэтому кроме собственно строительства судов, ЧСЗ не гнушается заказом на изготовление металлоконструкций для мостового перехода через реку Днепр в Запорожье.

В ноябре 2013 года завод заключил контракт с ООО «Укрстальспецконструкция», согласно которому он должен изготовить балки жесткости, несущие конструкции автотранспортной магистрали общим весом 880 тонн.

Что уже говорить о предприятиях, у которых заказов не хватает хронически. Так, «Судостроительный завод им. 61 коммунара» государство решило загрузить непрофильной работой: в прошлом году на его мощностях начали изготовление бронетранспортеров.

Андрей МУРАВСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ