Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Всеукраинская уборка

Министерство экологии и природных ресурсов хочет объявить 2014-й — годом раздельного сбора мусора. Это при том, что сейчас в Украине нет ни одного (!) завода по их переработке...
12 февраля, 2014 - 11:47
ФОТО С САЙТА HQOBOI.COM

Министерство экологии и природных ресурсов хочет объявить 2014 год — годом раздельного сбора мусора. Это притом, что ныне в Украине перерабатывается лишь 5% отходов, и нет ни одного (!) завода по их переработке.

Сегодня Украина лидирует в Европе по количеству отходов. Эксперты Национального проекта «Чистый город» подсчитали, что 4% территории нашего государства сегодня покрыто мусором. Это — приблизительно 350 килограммов мусора на одного жителя страны или площадь, которая равна территории Кипра. И, к сожалению, с каждым годом количество мусора в стране увеличивается в среднем на 1,5—2,5% и составляет 14 миллионов тонн. На такое огромное количество мусора в стране нет ни одного завода по переработке мусора. Существует только 2 мусоросжигательных завода, 15 сортировочных линий, больше 32 тысяч несанкционированных свалок и более 6 тысяч полигонов (общей площадью 7,4 тысячи гектаров), из которых паспортизирована лишь половина. Перерабатывается только 5% отходов, все другие 95% — вывозятся на полигоны.

Согласно данным официальной статистики, больше всего отходов продуцирует население — 60%, немного меньше — юридические лица и бюджетные организации, 30% и 10% соответственно. Предыдущие попытки ввести среди населения практики сортировки мусора — потерпели крах, ведь, в конце концов, аккуратно разделенный гражданами мусор впоследствии все ровно попадал на один полигон.

О том, при каких условиях раздельная переработка мусора будет эффективной в Украине, какие перспективы и риски имеет бизнес по переработке отходов и как идеи школьников могут улучшить экологическую ситуацию — в материалах наших корреспондентов.


 

За год в Украине накапливается 12 миллионов автомобильных шин, за переработку которых предприниматели могли бы получать 300 миллионов гривен, однако большая часть оказывается на полигонах. Почему?

ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Активисты столичного Евромайдана показали всей Украине, что хорошие баррикады можно делать из старых автомобильных шин. И хотя экологи не в восторге от такой идеи, ведь дым, который образуется от их сгорания, наносит вред и человеку, и окружающей среде, факт остается фактом. Резина горела в центре Киева на протяжении нескольких дней, а люди приносили и свозили отработанные шины сотнями. Откуда столько шин? И что в действительности нужно делать со старой резиной в мирное время: хранить дома на всякий случай, выбрасывать на свалку или сдавать на утилизацию? Судя по тому, сколько шин пошло на баррикады, и не только в столице, украинцы выбирают самый легкий способ.

По всей территории Украины действуют пункты приема резины и несколько предприятий, на которые ее привозят для переработки, одно из них — «Укрэкоресурсы». Учреждение расставляет специальные контейнеры для отдельного сбора таких отходов, как стекло, бумага, пластик, металл и т. п., но мощности его небольшие, чтобы решить проблему в целом.

Организованно сдают старые шины крупные предприятия, потому что их к этому обязывает государство (им нужно сдавать финансовые отчеты), а обычные граждане остаются в стороне этого процесса, поскольку за утилизацию нужно платить деньги. Если поискать в интернете пункты приема резины, то в среднем цены колеблются на уровне 1,5—2 грн за килограмм.

На многих сайтах таких компаний украинцев даже просят — сдавайте шины, потому что это более безопасно для экологии, ведь резина разлагается веками, при этом в почву и подземные воды выделяются вредные вещества. Однако из нее можно сделать множество полезных вещей. Например, при переработке резины извлекают металл, который идет на переплавку, углеродный конденсат, который используется на нефтеперерабатывающих заводах, и еще один вариант — из старой резины делают новую. Но почему-то украинцы неактивно реагируют на эти призывы. А предприниматели, которые занимаются сбором и утилизацией шин, неохотно делятся, много ли отработанной резины им сдают и что именно из нее делают.

«День» пообщался с и. о. заместителем директора ООО «СП-Капиталл» Владиславом Вячеславовичем. Назвать свою фамилию наш собеседник отказался, объяснив, что в таком бизнесе это неудобно. Предприятие находится в Днепропетровске, имеет филиалы в нескольких регионах Украины, по большей части сотрудничает с крупными предприятиями, от которых и принимает шины по цене 600 гривен за тонну.

«Шины мы перерабатываем либо в крошку, либо передаем в котельные, где система отопления обустроена так, что они работают на резине, — рассказал «Дню» пан Владислав. — Из крошки  изготавливается другая резина, которая используется для прокладки железнодорожных дорог, либо другие колеса для автомобилей, то есть можно сделать из старой шины новые колеса. Также можно делать люки. Чтобы заниматься утилизацией шин, нужно получить лицензию от Министерства экологии. Признаюсь, сделать это нелегко...».

В Европе шины тоже перерабатывают на крошку, которую потом используют при асфальтировании дорог, за счет чего увеличивается срок их эксплуатации. У нас же шины разрисовывают, вырезают и украшают ими детские площадки или клумбы. Неизвестно, все ли СТО, которые занимаются шиномонтажем, сдают шины на утилизацию, потому что пока еще их к этому никто не обязывает.

Денис Павловский, координатор проектов по химической безопасности ВЕГО «МАМА-86» говорит, что ежегодно в Украине накапливается около 12,5 миллионов автомобильных шин, в среднем это 110 тысяч тон. И если бы в Украине работала настроенная схема сбора старой резины и ее переработки, то прибыли от этого достигали бы 300 миллионов гривен (одна тонна резиновой крошки стоит приблизительно 2800 гривен).

«Однако переработкой шин на государственном уровне в сущности никто не занимается. В Украине со старыми шинами работают в основном маленькие частные предприятия, сотрудничающие с Китаем, которому продают резиновую крошку. Такие предприятия по переработке шин в настоящее время находятся в состоянии зарождения. Проблема заключается в том, что нет инициатив со стороны государства, которые могли бы дать определенные условия и льготы для развития, и поэтому пока еще это рискованный, но вместе с тем и прибыльный бизнес. В развитых странах переработка мусора является прибыльным делом, потому что доходы от этого имеют как переработчики мусора, так и население, которое его сортирует. Полученные средства от сортировки и переработки мусора население в основном направляет на оплату коммунальных услуг, которые являются стимулом для такого процесса», — объясняет Денис Павловский.

Определенные шансы на решение этой проблемы дает принятая правительством Концепция общегосударственной программы обращения с отходами на 2013—2020 годы. Но при условии — что все моменты, начиная с того, кто и каким образом будет сдавать шины, до того, кто будет привозить их на предприятие для переработки, будут детально прописаны в законодательстве.

«На законодательном уровне нужно много работать над этими вопросами, если предусмотрена утилизация шин, то каким образом население их будет сдавать, кто будет платить за транспорт, который будет собирать шины, то есть схема должна быть прописана до конца», — говорит эколог.

Кроме того, эксперт советует чиновникам отказаться от платы за утилизации шин для населения, так же, как это сделали европейцы. Потому что иначе — старая резина и дальше будет оказываться на полигонах.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ