Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Бюджет для «своих»

55% суммы дотаций на социально-экономическое развитие отдельных территорий пойдет на одномандатные округа депутатов от Партии регионов и 38% — от внефракционных
12 февраля, 2014 - 12:20
«В ТРОЙКУ ЛИДЕРОВ ПОЛУЧЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ДОТАЦИЙ НА ОКРУГИ ВОШЛИ СЕРГЕЙ КЛЮЕВ (64,3 МЛН ГРН), ВЛАДИМИР ЛИТВИН 55 (МЛН ГРН) И ИГОРЬ ПАЛИЦА (40 МЛН ГРН)» / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

На прошлой неделе к многочисленным шокам, которые едва ли не ежедневно заставляют вздрагивать украинцев, добавился еще один. Как оказалось, коррупция разъедает не только нашу страну, но и государства — члены Евросообщества. В соответствии с первым докладом специальной комиссии Европарламента, которая исследовала эту проблему, убытки от коррупции в государственном секторе стран ЕС ежегодно оцениваются в 120 миллиардов евро. Как указывается в отчете, только в госсекторе зарегистрировано как минимум 20 миллионов случаев коррупции. Согласно его выводам, три четверти жителей всех 28 стран ЕС, опрошенных во время подготовки отчета, считают, что коррупция в их странах широко распространена, а больше половины убеждены, что положение ухудшается.

Среди мероприятий, которые предлагают члены комиссии для ликвидации этого позорного явления, лишение на пять лет каких-либо государственных контрактов любого, кто признан виновным в отмывании денег и коррупции. Комиссия призывает даже к правовой защите информаторов, у которых тоже, как говорится, рыльце в пушку. По мнению экспертов, таких людей нельзя привлекать к ответственности как преступников.

Анализируя приведенные в докладе данные на одном из украинских телеканалов, профессор Института политических наук Енского университета Фридриха Шиллера (Германия) Михаэль Дреер отметил: «Цифра 120 миллиардов, конечно, шокирует. Это, вероятно, выше, чем большинство людей ожидали», — отмечает профессор. «Честно, не хочу казаться предвзятым, но такая ситуация сохраняется уже много лет. Поэтому это ни для кого не является большой неожиданностью», — добавляет эксперт. Он разделяет коррупцию на ту, которая имеет место на низких уровнях общества, и на ту, которая действует на уровнях правительственной администрации. Он приводит пример, когда чиновник с высокой должности переходит в частную компанию, которая работает в той же сфере. Одно это позволяет подозревать его в лоббизме, а, следовательно, и в коррупционных преступлениях в пользу данной компании.

Интересно, что в Украине такие действия должностных лиц осуждать не принято. У нас они свободно мигрируют между государственным сектором и частным, а также в обратном направлении. Да и вообще, можно ли сравнивать инфицированность коррупцией в ЕС и в Украине? О таких исследованиях пока еще слышать не приходилось, но граждане нашей страны, кажется, априори уверены, что по этому показателю мы впереди планеты всей.

На днях пришлось услышать от украинских экспертов об отечественных коррупционных сделках. В частности, директор аналитического департамента «Реформаторского клуба» Игорь Лавриненко рассказал о специфической модели, по которой работает НАК «Нафтогаз України». По его словам, газ продается конечным потребителям не самим холдингом, а фирмами-посредниками, причем без предоплаты. Продав газ за живые деньги населению, последние не расплачиваются с его собственником, а исчезают. Судебные иски не имеют последствий, потому что, как говорит эксперт, у такой фирмы нечего взять, кроме стола и компьютера. Как следствие, «Нафтогаз» ежегодно списывает 30 миллиардов убытков. Коррупционная составляющая, по мнению Лавриненко, заложена также в наличие в Украине разных цен на газ: одной, низкой — для населения, другой, высокой — для предприятий. Следовательно, газ, который предназначается для населения, на самом деле и, понятно, не «безоткатно» попадает к предприятиям.

«Похоже, мы в Украине еще не понимаем, сколько газа, который предназначается для домохозяйств, используется промышленностью, — говорит известный экономист, бизнесмен и журналист Андрей Блинов, — в первую очередь, такой газ получат компании, приближенные к чиновникам. Почувствуйте разницу в ценах: промышленные предприятия должны были бы получать газ по 500 долларов (с НДС и транспортировкой), предприятия теплокоммунэнерго — по 160, население — где-то по 100 долларов».

Блинов предлагает установить на газ одну цену, но опасается, что это может вызвать непонимание и недовольство у населения. «Главная экономическая парадигма Майдана, — отмечает эксперт, — сегодня очень простая: в стране крадут на десятки миллиардов долларов, а, следовательно, необходимо убрать все эти фирмы-прокладки и людей, связанных с семьей Президента и министрами. И это позволит собрать до 40 миллиардов долларов. Тогда ни один кредит, ни российский, ни МВФ не будет нужен». Экономист частично соглашается с этой логикой, хотя и ставит цифру 40 под сомнение. Кроме того, он отмечает, что опыт 2005 года показывает, что нет гарантий того, что «новая власть, демократическая, либеральная и честная через полгода не превратится в такую еж коррупционную гидру, которая, возможно, будет иметь еще лучшие, не такие откровенные, схемы. Например, отмывание бюджетных средств...»

На прошлой неделе в столице Украины были представлены также выводы общественной экспертизы коррупционных рисков в Госбюджете-2014. По мнению председателя парламентского комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Виктора Чумака, «политическая окрашенность коррупционных рисков остается и в дальнейшем одним из признаков бюджетного процесса». Как рассказал директор Центра политических исследований и аналитики Виктор Таран, экспертиза показала, что государственный бюджет Украины содержит ряд разноплановых коррупционных рисков. Они формировались путем пренебрежения процедурными требованиями по рассмотрению и принятию законопроектов, предоставлению слишком широких полномочий тем или иным органам власти, использованию законодательных инициатив для лоббирования частных интересов или формированию общенациональных коррупционных схем.

По данным исследователей, больше миллиарда гривен из госбюджета-2014 выделяется местным бюджетам на мероприятия по социально-экономическому развитию отдельных территорий в рамках государственного фонда регионального развития. Причем 55% общей суммы таких субвенций выделяется в одномандатные округа народных депутатов от Партии регионов и 38%— внефракционных депутатов.

В тройку лидеров получения «бюджетной помощи», как рассказывает общественный активист, вошли Сергей Клюев (Партия регионов, Донецкая обл.) — 64,3 миллиона гривен, Владимир Литвин (внефракционный, Житомирская обл.) — 55 миллионов, Игорь Палица (внефракционный, Волынская обл.) — 40 миллионов гривен.

Ощутимые системные риски содержит также сфера государственных закупок, которая частично регулируется бюджетом. Так, Минобороны получило право продлить действие соглашений о предоставлении услуг по питанию военнослужащих, которые действовали в прошлом году. Отмена публичных тендеров, по мнению аналитиков, привела к отсутствию конкуренции, а, следовательно, не только отразилась на качестве услуг, но и открыла возможности для распределения средств в ручном режиме с высокой вероятностью коррупционных откатов. Носителями полномасштабных общенациональных коррупционных схем, которые не могли не обратить на себя внимание аналитиков, оказались некоторые недавно принятые законы. К ним можно отнести законы об оценке имущества с целью налогообложения и об аммортизационных отчислениях для финансирования жилищного хозяйства.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ