Ни одно более-менее заметное явление в Украине — в сфере образования, культуры, общественной и политической жизни ХІХ и начала ХХ веков — не обходилось без участия семьи Русовых-Линдфорсов. Открывая сегодня архивные документы, труды, дневники, письма, воспоминания, осознаем, какой это особый материк. Речь идет, в первую очередь, о Софии и Александре Русовых.
СОФИЯ
«Долг прежде всего!» — такой девиз она себе избрала. Родилась София Русова 18 февраля 1856 года в Олешне на Черниговщине пятым ребенком в семье шведа Федора Линдфорса и француженки Анны Жерве. Отец Софии был из тех шведов, по мнению Юрия Русова, которые «вместе с козаками гетмана Мазепы принимали участие в борьбе против Москвы за Украину». Согласно традиции своего рода, отец стал военным — полковником. Уже отец Софии, Федор Линдфорс, сделал много для сохранения культуры и благосостояния своих крестьян: построил церковь, школу, гончарскую мастерскую. Для олешнян Линдфорс стал настоящим благотворителем, наделив их землей и лесом.
В 1865 году София поступает в Киевскую гимназию, которую заканчивает с золотой медалью. А далее встает выбор: чему посвятить собственную жизнь? 15-летняя выпускница решает отречься от любимой музыки в пользу образования, так как именно в образовании нуждалась малограмотная Украина. В 1871 году вместе со старшей своей сестрой Марией они организовали первый в Киеве детский украинский садик, где учились дети Старицких и Лысенко. С этого первого садика София увлеклась детьми, их миром, научилась уважать искренние детские чувства и уже никогда их не предавала.
В «Старой громаде» в Киеве София встретит будущего мужа — Александра Русова, который станет не только верным любимым человеком, но и соратником, который навсегда утвердит в ней неподдельный, не пафосный, деятельный патриотизм.
Обвенчаются София и Александр в Петербурге в 1874 году. Молодые получили единственный свадебный подарок, но какой! — рапсодию на «Золотые ключи» Николая Лысенко. Посаженным отцом на свадьбе был Михаил Драгоманов. А свадебное путешествие для молодых пролегло в Прагу, так как именно Русовым «Старая громада» доручила первое полное издание произведений Тараса Шевченко. В 1876 году выкупленные у Варфоломея произведения Шевченко Русовы повезли в Прагу, поскольку в России и думать нельзя было о полном издании того, кто призывал «вражою злою кров’ю волю окропити». 20-тилетняя жена Александра Русова редактировала, занималась составительством, осуществляла корректуру и делила с мужем все тревоги переправки в Украину недавно напечатанных двух томов «Кобзаря». И хоть в Праге молодожены Русовы потеряли первую дочь Людмилу, но и в горе для них «долг — прежде всего!».
Софию и Александра всю жизнь будет преследовать и не раз отправлять в заключение царское правительство. В тюрьме родит она сына Юрия, и жандармы принесут ей воду, чтобы омыть младенца. Их с Александром будут разлучать не раз. Когда российское правительство запретит Софии жить в Петербурге, то Александру, наоборот — не позволит ехать в Украину. Возмущенный Русов написал в Синод жалобу, что правительство не смеет разлучать мужа с женой, так как браки благословляются Небом.
Особенный момент в жизни Софии Русовой — участие в редактировании журнала «Світло» в 1910—1914 годах, первого педагогического журнала на украинском языке. Среди ее публикаций привлекает внимание «Народная начальная школа в Бельгии». «Что в бельгийской школе интересного, — отмечает София Русова, — так это то, что школьный закон обращает внимание на все языки, на которых разговаривают бельгийцы; но государственный язык — обязателен для изучения». Обращается она в Черниговское, Херсонское, Киевское и Волынское земства, стремясь преподавать на родном языке, чтобы «темноту развеять». Перед вынужденной эмиграцией София откроет десятки детских садиков и внешкольных курсов, организует библиотеки, напишет учебники и труды по теории воспитания, психологии, будет преподавать в киевских вузах. Она объездит все наилучшие тогдашние европейские школы и, собрав крупинки опыта педагогов Фребеля, Песталоцци, Монтессори, создаст собственную концепцию национального образования в Украине.
АЛЕКСАНДР
Александр Русов был россиянином из Костромской губернии, приехавшим в Украину «с целью ассимиляции», как и тысячи его одноплеменников. Но впоследствии в совершенстве изучил украинский язык, украинский вопрос, влюбился в украинскую культуру и вместе с женой глубоко закоренил в Украину своих детей и потомков. Преподавая в Киевском коммерческом институте статистику, профессор Русов постоянно давал примеры по этнографии, украинской истории, писательству.
А. Русов был пылким сторонником украинской молодежи. В семье Русовых с целью конспирации собиралась так называемая «десятка» студенческого общества. В эту десятку входили студенты, которые впоследствии записали свои имена в историю и науку Украины, — И. Гермайзе, известный в Украине ученый, знакомый по процессу СВУ, Владимир Шульгин, Стеса, Бабенко, которые погибли под Крутами, брат Николая Зерова Дмитрий, погибший в водовороте освободительной борьбы. Да и сын Русова Юрий принимал участие в политической борьбе, впоследствии придя с походными группами ОУН в оккупированный Киев 1941 года.
Во время эвакуации Коммерческого института в 1915 году, в Саратове, Александр Русов умер. Во время приступа астмы ему так и не смогли найти кислородную подушку. Он, конечно, мог остаться в Киеве, но об этом профессор Русов и слушать не хотел. Его привезут в Украину и с почестями похоронят на родной земле — на Байковом кладбище.
В 1941 году сын Юрий, который прибудет в Киев с походными группами, напрасно будет искать могилу отца Александра Русова и деда — также Александра Русова.
В ЭМИГРАЦИИ
В 1917 году София Русова возглавит отдел внешкольного образования в правительстве УНР и с невероятной энергией возьмется за развитие родной школы. В стране была полная разруха, но молодое и еще такое слабое государство уже заботилось об образовании. Все усилия прикладывались, чтобы украинскому ребенку дать украинскую книжку и грамоту. Но подъем продолжался недолго. «Не заметили, как над нами нависли большевистские тучи», — напишет София. В 1919 году, собрав документы, печатную технику, она отправилась вместе с правительством УНР из Киева в Каменец.
...В 1921 году София покинет Каменец, перейдя вместе вброд замерзшую реку Збруч и границу Украины, которую оккупирует чужая власть. Доберется вместе с малолетней внучкой Олей до Львова. Город торжественно отметит золотой юбилей педагогической деятельности Софии Русовой. Одной-единственной уникальной женщины в мире, которая в 65 собственных лет будет иметь 50 лет педагогической деятельности!
...В Праге Русова приобщится к украинскому сообществу, станет профессором Пражского университета, создаст педагогические труды «Теория и практика дошкольного воспитания», «Украинский детский садик». «Учитель, передающий ребенку только знание, — это ремесленник». «Государство, которое молча позволяет или напрямую помогает навязывать детям другой язык обучения, является несправедливым и аморальным...» — таковы ключевые смыслы ее педагогического опыта. И в почтенном возрасте София будет отдавать немало времени общественному делу.
Свой земной путь София Русова закончила в 1940 году в Праге, где и похоронена на Ольшанском кладбище, неподалеку от Александра Олеся. На надгробье написаны слова: «Раз добром зігріте серце вік не прохолоне».
За 23 года независимости София таки приблизилась к нам. С «Букварем» зашла в детские садики, такие, как киевская школа-садик имени Софии Русовой (директор Людмила Синекоп). Мудростью отозвалась со страниц изданных и переизданных педагогических трудов, обрела тысячи сторонников концепции национального воспитания в детских учреждениях Черниговщины, Киевщины, Буковины, Львовщины. Стала воспитательным Идеалом на родине — для педагогов олешнянской школы, которая носит ее имя (директор Петр Кулиш).
«А вы работайте, работайте и не ссорьтесь», — завещала София Русова. Прочитывая слово Русовой, мы открываем для себя глубинную его установку на сегодняшний день, ведь оно имеет не только энергетическую сущность, но и признаки бессмертия.
Полную версию текста читайте на сайте «Україна Incognita»