Мы отмечали в нашем анализе «Кровавый поток в Европу» (размещен на сайте http://geostrategy.org.ua от 24 января 2014 года) тот факт, что дестабилизация Украины имеет не только внутренние причины, но и внешнюю стимуляцию, а также серьезный «газовый мотив» российской внешней энергетической политики. Речь идет о том, что «война в Киеве» должна помочь Кремлю протолкнуть «Южный поток» в Брюсселе. На фоне усиливающейся дестабилизации Украины, ЕС должен был пойти навстречу России в вопросе исключения проекта из-под действия 3-го Энергопакета. Однако этого не произошло, хотя определенное движение ЕК навстречу «Газпрому» наблюдается. Сейчас на фоне наметившейся постепенной эволюции к стабилизации в Киеве и в целом в Украине, для России становится важным запустить дополнительные сценарии дестабилизации с тем, чтобы продолжить аргументировать в Брюсселе необходимость поддержки «Южного потока» и скорейшего принятия по нему соответствующего решения об исключении из 3-го Энергопакета.
Эта тенденция усиливается на фоне того, что за 100 «горячих дней» в Украине не произошло никаких инцидентов с транзитом газа и нефти из России в Европу. Трубопроводные системы работали и работают в штатном режиме. Но, несмотря на это, эксплуатация тезиса о транзитной ненадежности Украины не только продолжается, но и его пытаются насытить дополнительной аргументацией.
Некоторые оценки в Москве становятся достаточно откровенными, например, со стороны прогазпромовских think tank («Южный поток» доказан» ):
— Украина сегодня не представляет из себя надежное государство. И слава Богу, что в этот раз не произошло перекрытие транзита. Но что будет дальше?
— погружающаяся в хаос Украина — это колоссальный транзитный риск.
— труба превращается в основной инструмент давления на Россию: «не дадите нам скидок — остановим транзит».
Резюме публикации достаточно показательно: «Сейчас ... нет уже вопросов относительно того, что «Южный поток» просто необходим. И необходима также труба «Ямал-Европа-2» через Белоруссию с корректированным маршрутом: она должна идти на юг Польши, потому что там существует еще «дырка» юг Польши — Словакия — австрийский хаб Баумгартен. И тогда мы полностью закрываем и по объемам, и по маршрутам украинскую тему».
Сейчас в Крыму Россия разворачивает дополнительный сценарий дестабилизации. Делается это не только по причине наличия «фантомных болей» за «утерянным Крымом», но и исходя из некоторых проблем реализации проекта «Южный поток». Как мы уже отмечали затраты на реализацию всех его модулей — колоссальны: 56 млрд евро, из них 16,5 млрд евро — стоимость морского и сухопутного (по Европе) участков. Стоит вопрос об оптимизации инвестиций. Вряд ли речь идет об уменьшении суммы. Скорее — о перераспределении затрат между зарубежным и российским участками маршрута. Конечно же на пользу российских модулей проекта «Южный коридор». М. Корчемкин из Центра восточно-европейского газового анализа акцентирует внимание на крымском сценарии, как варианте оптимизации маршрута морской части «Южного потока», которая из-за выдвинутой далеко на юг исключительной экономической зоны Украины дает максимальную протяженность морского участка.
Если проанализировать возможные варианты оптимизации, то как раз во внимание попадает именно крымский маршрут, который может сделать «Южный поток» комбинированным. Из исключительно морского он может трансформироваться в море — суша (Крым) — море.
Стоит вспомнить, что «крымский вариант» «Южного потока» бывший президент Украины В.Янукович предлагал России на VIII конференции «Ялтинской европейской стратегии» 17 сентября 2011 г.: «Этот проект намного дешевле, чем тот, что предлагается, стоимость которого сейчас оценивается в 25 миллиардов долларов. А то, что предлагаем сейчас мы — будет стоить в 5 раз дешевле». Тогда «Газпром» счел это предложение нецелесообразным. Заместитель председателя правления «Газпрома» Валерий Голубев ответил, что можно было бы провести через Крым, выйти в Евпаторию и дальше — в Черное море, но какой смысл, когда можно просто напрямую. Вероятно, сейчас «прямое мышление» Кремля изменилось в сторону «непрямого» под влиянием геополитических и клептократических задач, когда экономика отходит на задний план.
Конечно, есть и другие варианты оптимизации, но они потребуют изменения стартовой позиции проекта — компрессорной станции «Русская» на побережье Черного моря. 6 декабря 2013 года там уже начался монтаж оборудования. Эта КС также является конечным пунктом газопроводной системы «Южный коридор» от Ямала до Черного моря.
Осенью 2014 года запланировано начало строительства морского участка газопровода. Причем пройдет он по самой глубоководной донной зоне Черного моря, где глубины составляют 1900—2200 м. В то же время, комбинированный маршрут, в случае аннексии Крыма, пройдет по шельфовой, а не донной зоне моря с глубинами на порядок меньшими.
О вероятности внесения некоторых корректировок проекта в Газпроме стали говорить в ноябре прошлого года. Но произойдет ли такая масштабная корректировка — сказать сложно. Скорее всего индикатором будет изменение мощности КС «Русская». Сейчас о ней помпезно заявляют, как о самой мощной в мире, с установленной мощностью 448 МВт. Для «крымского маршрута» такая мощность избыточна, поскольку и глубины, и расстояния становятся существенно меньшими. К тому же в Крыму может быть поставлено две компрессорные станции, которые обеспечат дальнейшую прокачку газа как по территории полуострова, так и по морю.
Сепарация Крыма, с его последующей аннексией, дает России решение ряда вопросов стратегического характера в рамках Pax Putiniana:
— «газовая привязка» Крыма к России, который сейчас инфраструктурно и ресурсно полностью зависит от Украины;
— нейтрализация или взятие под российский контроль перспективных проектов разведки и добычи газа в Черном море, которые инициировала Украина с привлечением ведущих европейских и американских компаний;
— лишение Украины доступа к основной части разрабатываемых шельфовых месторождений газа и перспективным запасам углеводородов в Черном море;
— вытеснение из северного сектора Черного моря ведущих американских и европейских нефтегазовых компаний;
— лишение «Украины без Крыма» основного пространства исключительной экономической зоны в Черном море.
Также может быть поставлен вопрос «Крым в обмен на газ». Ровно год назад пророссийские силы в Крыму активно использовали этот тезис после обнародования 7-миллиардных претензий «Газпрома» к «Нафтогазу». Понятно, что подобный тезис отнюдь не был домашней заготовкой сепаратистов из фронта «Севастополь — Крым — Россия», это было исполнение директив из Москвы. Теперь Кремль после краха Януковича, быстро модифицирует сценарий аншлюсса Украины и готовит Крымский плацдарм для торгов с новой властью в Киеве. С возвращением Леди Ю. в политическую жизнь Украины Россия может начать игру, подобную той, которая закончилась дискриминационными для Украины газовыми соглашениями 19 января 2009 года, а для Януковича Харьковскими соглашениями 21 апреля 2010 г. с пролонгацией пребывания ЧФ РФ в Севастополе до 2042 года. Можно только надеяться, что Майдан и СНБО не позволят политикам из прошлого и патронируемым ими властным персонажам наступить на грабли 2009 г. (Московские газовые контракты) и 2010 г. (Харьковские соглашения). Никакие газовые соглашения с Россией не должны подписываться без рассмотрения на СНБО, состав которого должен быть также быстро переформатирован.