Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Донбасс: о любви и ненависти

С людьми на юго-востоке обязательно нужно разговаривать: слышать и слушать, — эксперты
14 марта, 2014 - 12:42
5 МАРТА В ДОНЕЦКЕ ПОЧТИ ПЯТЬ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК ПРИШЛИ НА ПЛОЩАДЬ ЛЕНИНА, ЧТОБЫ СКАЗАТЬ: «УКРАИНА — ЕДИНА!». НА 13 МАРТА СНОВА БЫЛ ЗАПЛАНИРОВАН АНТИВОЕННЫЙ МИТИНГ / ФОТО АЛЕКСАНДРА ЕРМОЧЕНКО

Возле Свято-Преображенского собора нас было человек 15. Мы стояли рассредоточенно, рядом —  с десяток сотрудников милиции. Кто-то сказал, что нужно сгруппироваться. Мы подошли к клумбе и развернули украинские флаги. В этот день должен был состояться митинг за единую Украину с выступлением Кличко, но митинг отменили из-за возможных вооруженных столкновений. На нас шла 5-тысячная толпа, которая неистово орала «Смерть «бандеровцам!» (выражение было гораздо крепче, и, к слову, среди нас не было ни одного «бандеровца», лишь одни дончане). Милиционеры начали просить нас свернуть флаги, дабы не провоцировать драку, а потом вовсе попросили укрыться в соборе. Мы, втроем, решили не идти в собор, т.к. там один выход и в случае чего (а глядя на 5-тысячную толпу, ставить вопрос таким образом можно), нам оттуда не выйти. Потом, как нам сообщили, в собор, который принадлежит Московскому патриархату, никого не пустили. Духовные скрепы. Толпа приближалась. Милиционер нервничал.

«ЭТО ЖЕ НЕ ДОНЧАНЕ. ДОНЧАНЕ ТАК НЕ МОГУТ»

— Чому я повинна прибирати свій прапор? Це моя країна, моя позиція, я маю право її висловити і не боятись, — заявила женщина пенсионного возраста.

— Потому что они агрессивно настроены, — выпалил милиционер. Но  женщина его не послушала. Когда мы втроем обошли собор по периметру, эта женщина стояла возле ворот храма. На ней висел флаг Украины, а в руках она держала плакат со словами Шевченко. Это было его 200-летие.

Стоит отметить, что надвигалась толпа радикально настроенных сепаратистов с призывами «Нет фашизму», «Смерть бандеровцам» и т.д. При этом они размахивали триколором России и флагом СССР. В колонне с призывами смерти шли женщины и дети. Понимали ли они, что происходит, неизвестно, но фактически они способствовали распространению ненависти в городе. Какая-то собачница прошла  сквозь толпу . «Кричите против фашизма, а сами фашисты. Глупые люди», — констатировала вона. Но они ее не услышали. Все шли и во все горло призывали к смерти.

Бабушка с плакатам Шевченко не сдавалась. Милиции было уже человек двадцать, но в сравнении с 5-тысячной толпой это количество меркло.

— Где ваша самооборона? — спросил у активиста милиционер.

— Она там, скоро будет, — невнятно пробурчал активист.

Бабушка крикнула «Україна!», после чего радикалы бросились ее бить. Милиционеры их растащили и попытались увести ее из зоны конфликта. Бабушка по-прежнему несла плакат с Шевченко и флаг Украины. Сепаратисты забрасывали ее петардами и шли вслед.

В этот день они сняли флаги Украины со здания областной администрации, кинотеатра Шевченко и даже гостиницы «Донбасс Палас». На следующий день — уже и с частных домов. Как говорят очевидцы, на лицах дончан были слезы. «В этот день многие плакали», — написала в своей странице в «Фейсбуке» одна из лидеров гражданского сектора Донецка.

— Это же не местные. Разве могут дончане такое творить, — констатирует жительница города.

С ней солидарны большинство дончан.

«КОГДА СНИМАЛИ ФЛАГИ, ЛЮДИ ПЛАКАЛИ»

Последние события не просто открыли людям на востоке глаза на сложившуюся ситуацию, они изменили их внутреннее состояние. Если раньше, подойдя к дончанину спрашивал, кто он, тот отвечал: «я — дончанин (дончанка)», сейчас он бы сказал: «я — украинец (украинка)». Местная интеллигенция готова идти в бой и защищать свой город и свою страну от оккупантов. Именно так они называют россиян в Крыму и на Донбассе, которые дестабилизируют ситуацию. Духовной скрепой украинцев на востоке стал гнев за осквернение их гордости и чести. Стоит отметить, что это касается именно Донецка. Он является все же более либеральным и более открытым, чем весь Донбасс. Чем дальше от Донецка, чем более депрессивны города, тем больше там процветают пророссийские настроения. Столица Донбасса, в силу концентрации здесь крупного и среднего капитала и даже некоторых одиночных примеров малого бизнеса, выглядит куда более прогрессивной.

Эта любовь, по мнению доктора исторических наук Елены Стяжкиной, матери двоих детей, напоминает чувство, которое испытывает мать, когда берет на руки новорожденного ребенка. Это чувство объединило всех, сделав «плевок» в «душу» российских СМИ и Путину во главе, собрав 10-тысячный митинг в поддержку единой Украины, и вряд ли скоро уйдет. Российские СМИ, конечно же, этого не показали, но для самих дончан этот митинг стал основополагающим. С каждым летевшим в них яйцом со стороны сепаратистов эта вера укреплялась. «Людей могло бы быть и больше, просто они все еще боятся», — говорят активисты. Митинг, кстати, поддержала и областная власть. Но поддержала не бюджетниками, как она обычно до этого делала, а информационно. Ведь информация сегодня чуть ли не главное оружие в защиту собственных прав и свобод.

ДИАЛОГ С МАЙДАНОМ

Мнение дончан также формировалось с помощью информации. Стоит отметить, что до недавнего времени даже украинские СМИ очень избирательно подавали информацию о Евромайдане. И если даже говорилось о «европейских ценностях», то не было растолковано, что именно в контексте социальных реформ, создания профсоюзов и т.д. Именно информационный вакуум создал такое отношение «рабочего класса» к существующим событиям. Но это не значит, что все они поддерживают пророссийские взгляды.

По мнению Стяжкиной, еще одним моментом, который мог бы сыграть связующую роль, было бы прямое общение с представителями Майдана в Донецке. Ведь за все это время никто из лидеров не приехал в Донецк, никто не пытался наладить диалог. Спасибо Святославу Вакарчуку, который встретился со студентами, представителями СМИ и дал широкий комментарий телеканалу «Донбасс». Виталий Кличко, который приехал в день 200-летия Шевченко, с людьми так и не встретился. Он поговорил с представителями СМИ и возложил цветы к памятнику Кобзарю. Больше никто из представителей ни политических, ни общественных элит в регион не приехал. А этого разговора люди ждут еще с 2004 года...

Кстати, Майдан сейчас пробуют «опорочить» и по-другому. Как говорят местные жители, с их карточек снимают средства то ли на ремонт Майдана, то ли на содержание людей. Областные власти и прокуратура настаивают, что такого не может быть и любые финансовые издержки — это финансовое преступление со стороны предпринимателя и самого места работы. Это еще один элемент «пророссийской» информационной агитации.

НУЖНЫ ЛИ БУДУТ В РОССИИ НЕРЕНТАБЕЛЬНЫЕ УКРАИНСКИЕ ШАХТЫ?

По мнению доктора экономических наук Вячеслава ЛЯШЕНКО, «ничего хорошего» нам с Россией не светит, и это стоит объяснять каждому сомневающемуся. Однако он отмечает, что это делать сложно, ведь все экономические данные по региону закрыты, и на самом деле подсчитать сумму, которая сейчас возвращается в регион и в Донецк, сложно. Поэтому можно оперировать открытыми российскими данными, например, говорить о закрывающихся в России шахтах. Так, согласно российскому экономическому плану, в Кузбассе до 2025 года будет ликвидировано 25 угольных шахт и разрезов, из которых  13 предприятий закроются по причине полной отработки запасов, а остальные — из-за большой убыточности и нерентабельности. Об этом совершенно открыто в начале прошлого года заявил заместитель губернатора Кемеровской области Андрей Гаммершмидт во время отраслевого  совещания по проблемам обеспечения промбезопасности и охраны труда.

Так нужны ли будут в России нерентабельные украинские шахты?

Ляшенко считает, что сейчас мы наблюдаем период «брежневского» застоя, исправить ситуацию может только реформирование и пересмотр «жизненных циклов».  Экономист подчеркивает, что если раньше, к примеру, в СССР, создавалась политика на последующие пять-семь лет, то сейчас можно наблюдать цикл в три года. Вывод из этого экономист видит в том, чтобы постоянно проводить реформирование с целью улучшения ситуации, более частую легитимную «ротацию» власти на местном уровне, усиление социальной ответственности граждан. А что касается шахт, то в данном случае это большие дотации со стороны государства с целью возможной продажи.

ПОПЫТКА ДИАЛОГА

Новая областная власть уже приступила к работе. Сергей Тарута провел встречи со специалистами в области образования, информации, промышленности и т.д. Тарута, в отличии от Шишацкого, начал с главного — с общения с людьми и демонстрирует открытый подход к делу. То же самое сейчас нужно делать всем — общаться, говорить и главное — слушать.

Что бы на самом деле не происходило в Донецке, российские СМИ будут передавать такую картинку, которая бы устраивала их. Они не транслируют митинги за единство, а показывают маргиналов, приехавших творить бесчинства. К сожалению, еще много людей доверяет российским СМИ, и нужно на это реагировать «уже вчера». Иначе ситуация может перерасти в схожую с крымской.

Елена Стяжкина подчеркивает, что наше единство именно в том, что мы все разные, даже внутри одной области. Но в этих различиях мы едины и полноценны.

13 марта в 18:00 в Донецке снова вышли люди, чтобы отстоять свое право жить в мирной стране. На момент написания материала митинг еще не закончился.

Екатерина ЯКОВЛЕНКО, «День», Киев — Донецк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ