Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Киевская Голгофа»

Так называется выставка, открывшаяся в Музее одной улицы, посвященная непростой судьбе легендарного полотна
16 апреля, 2014 - 16:21
ФРАГМЕНТ КИЕВСКОЙ ПАНОРАМЫ «ГОЛГОФА»

Панорама «Распятие Христа» появилась на свет в середине 1880-х годов в результате коммерческой конкуренции, возникшей в Мюнхене между немецкими и бельгийскими живописцами. Обдумывая сюжет для своей дебютной работы, немецкие мастера решили воссоздать сцену распятия Иисуса Христа в окружении художественно реконструированных окрестностей Иерусалима и обратились к художнику Бруно Пигльгейну (1848—1894).

Это был оригинальный мастер, одаренный живой фантазией и соединивший в своем творчестве два, казалось бы, несовместимых направления — полуобнаженную женскую натуру и религиозную живопись. Бруно Пигльгейн принял предложение и вместе с партнерами отбыл в Палестину. С ним поехали Карл Губерт Фрош (1846—1931), который отвечал за исполнение архитектурных элементов, и пейзажист Йозеф Кригер (1848—1914).

Работа над живописным полотном высотой в семнадцать и длиной в сто двадцать метров (!) началась в августе 1885 года. Основной эскиз был нанесен на холст с помощью фотографических пластин, направленных на него из проектора. Затем художники приступили к деталям, и вся работа заняла девять месяцев. А 30 мая 1886 года состоялось официальное открытие панорамы.

Кстати, «Распятие Христа» выставлялось в Мюнхене, затем переехало в Берлин, а следующим пунктом турне должен был стать Лондон, но из-за происков американских конкурентов этим планам так и не суждено было сбыться. Из Британии картина переехала в Вену, где сгорела через два месяца после открытия (ЧП произошло в ночь с 26 на 27 апреля 1892 года). Выдвигались разные гипотезы о причине пожара — окурок, самовоспламенение от газовых фонарей, поджог, но официальной версией стала неисправная проводка...

Должен заметить, что успех мюнхенской панорамы подвигнул многих художников рисовать сюжет Распятия для различных городов Европы и Америки, были и авторские повторы — К. Фрош и Й. Кригер, как признанные и опытные мастера, с удовольствием повторяли свою знаменитую работу.

 

РАБОТА НАД ПАНОРАМОЙ

Панорама «Распятие Христа» появилась на свет в середине 1880-х годов в результате коммерческой конкуренции, возникшей в Мюнхене между немецкими и бельгийскими живописцами. Обдумывая сюжет для своей дебютной работы, немецкие мастера решили воссоздать сцену распятия Иисуса Христа в окружении художественно реконструированных окрестностей Иерусалима и обратились к художнику Бруно Пигльгейну (1848—1894).

Это был оригинальный мастер, одаренный живой фантазией и соединивший в своем творчестве два, казалось бы, несовместимых направления — полуобнаженную женскую натуру и религиозную живопись. Бруно Пигльгейн принял предложение и вместе с партнерами отбыл в Палестину. С ним поехали Карл Губерт Фрош (1846—1931), который отвечал за исполнение архитектурных элементов, и пейзажист Йозеф Кригер (1848—1914).

Работа над живописным полотном высотой в семнадцать и длиной в сто двадцать метров (!) началась в августе 1885 года. Основной эскиз был нанесен на холст с помощью фотографических пластин, направленных на него из проектора. Затем художники приступили к деталям, и вся работа заняла девять месяцев. А 30 мая 1886 года состоялось официальное открытие панорамы.

Кстати, «Распятие Христа» выставлялось в Мюнхене, затем переехало в Берлин, а следующим пунктом турне должен был стать Лондон, но из-за происков американских конкурентов этим планам так и не суждено было сбыться. Из Британии картина переехала в Вену, где сгорела через два месяца после открытия (ЧП произошло в ночь с 26 на 27 апреля 1892 года). Выдвигались разные гипотезы о причине пожара — окурок, самовоспламенение от газовых фонарей, поджог, но официальной версией стала неисправная проводка...

Должен заметить, что успех мюнхенской панорамы подвигнул многих художников рисовать сюжет Распятия для различных городов Европы и Америки, были и авторские повторы — К. Фрош и Й. Кригер, как признанные и опытные мастера, с удовольствием повторяли свою знаменитую работу.

В июле 1901 г. Киевская городская дума рассмотрела просьбу коммерсанта Ивана Замараева об отводе земли на Владимирской горке для строительства павильона, в котором планировалось показывать художественные произведения на религиозную тему, и дала свое согласие. Вместе со своим партнером Артуром Гашинским господин Замараев взялся за строительство выставочного помещения, заказав проект гражданскому инженеру Владимиру Римскому-Корсакову по образцу его постройки в польском городе Ченстохове.

После того, как компаньоны приобрели повтор знаменитой «Голгофы», выполненный К. Фрошем и Й. Кригером, польский художник Станислав Фабианский (1865—1947), отец которого был директором Киевского городского театра, прибыл в город своей юности и мастерски выполнил предметный фон панорамы. Эту превосходную иллюзию подчеркнул киевский корреспондент: «Невозможно заметить, где заканчивается предметный план и начинается сама картина». Первые посетители рассказывали, что на переднем плане они видели след босой ноги — видимо, кто-то из зрителей, потрясенный эффектом присутствия, попытался войти в полотно... 10 января 1902 г. состоялось торжественное освящение панорамы.

Периодически «Голгофа» оставляла стены павильона и отправлялась на показ в различные города, а ее место занимали другие произведения. Впервые это произошло в июле 1903 года, когда в Киев привезли панораму известного польского художника, уроженца Львова Яна Стыки «Пытки христиан в цирке Нерона».

В марте 1907 г. А. Гашинский стал основным арендатором павильона панорамы «Голгофа» и вплотную занялся поисками новых диорам, дабы его дело не пришло в упадок, так как к тому времени интерес к привычному зрелищу стал угасать.

В 1909 году он отправился на «гастроли» с «Голгофой» в Санкт-Петербург, где предложил знаменитому художнику Илье Репину написать новую панораму — «Гефсиманская ночь», и от которого вскоре получил ответ, полный юношеского задора и увлечения будущим делом. Помимо этого, А. Гашинский приобрел для Киева рисованные еще в 1903 году И. Репиным и его учениками семь полотен «Петровских диорам».

Это были картины, написанные в натуральную величину и соединенные с «декоративными аксессуарами». В диораме «Полтавский бой» перед полотном лежало несколько манекенов, изображавших убитых солдат, одетых в военную форму. Тут находились пушки, обломки разбитых в бою повозок, оружие и ядра. В диораме «Основание Петербурга» картину дополняли лодки, а в диораме «Дедушка русского флота» — старинная утварь, сундуки и огромный глобус.

В Киев привозили также популярные панорамы «Битва народов при Лейпциге» и «Переправа Наполеона через Березину», в написании которой принимал участие известный в Киеве художник Ян Станиславский.

После революционных событий национализированный павильон продолжал работать до 1924 года, пока советские власти не конфисковали «Голгофу» и стали использовать ее для проведения антирелигиозных бесед.

В 1934-м строение разобрали, а живописное полотно в рулоне перевезли в Киево-Печерскую лавру, где едва смогли внести в Успенский собор. После того, как 3 ноября 1941 года главный храм Лавры взорвали, остатки холста были переданы в Художественный институт, и три куска «Голгофы» с изображением небесного свода хранились там вплоть до начала 1970-х...

Фото с сайта onestreet.kiev.ua

Дмитрий ШЛЕНСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ