На повестке дня в Женеве среди прочих вопросов, очевидно, будет и энергетический. На его включении, в частности, настаивала немецкий канцлер Ангела Меркель. Ведь, как известно, раньше российская сторона направила правительствам европейских государств письма-предупреждения о риске прекращения транзита газа в ЕС из-за проблем с погашением оплаты за использованный газ в Украине. В ответ европейский комиссар по вопросам расширения и Европейской политики соседства Штефан Фюле вчера публично заявил, что ЕС готовит план сокращения энергозависимости от России. Конкретную информацию мы узнаем уже после встречи в Женеве...
КОММЕНТАРИИ
Михаил ГОНЧАР, директор энергетических программ Центра «Номос»:
— Особых ожиданий от этой встречи нет. Хотя ответ России со стороны Европы может быть розгой. Но проблема в том, что она направлена не на опережение. Это реактивные действия, постфактум. Скорее всего, они в очередной раз пригрозят россиянам, которые пересмотрят планы сотрудничества с ними в энергетическом секторе и как результат — Россия столкнется с уменьшением объемов закупки газа и нефти. Но это традиционный и вполне ожидаемый со стороны России способ реагирования на эти события. Такой подход не продуктивен, потому что именно на него рассчитывают в РФ: максимум недовольства и минимум практических действий. Чтобы повлиять на Россию, нужно применить превентивные действия. Например, необходимо требовать, чтобы, если РФ не выведет своих военных через неделю из Крыма или не заберет с границы с Украиной в места постоянной дислокации свои войска, то ЕС прекратит импорт российской нефти и газа как минимум на один месяц. Для ЕС это не критично, потому что у Европы есть 90-дневные стратегические запасы нефти и газа в подземных хранилищах. Поэтому в этот период они могут спокойно обойтись без российских ресурсов. Но в Женеве еще будет и США. Так вот именно за ними авангардная роль. И те же США склонны к более жестким шагам в отличие от ЕС. Только США могут обязать евросообщество к применению более активных мер, а не просто заниматься разговорами. И о том, что они начинают давить, свидетельствует последнее заявление по поводу того, что американцы готовы прибегнуть к более активным санкциям относительно РФ. Поэтому следует ожидать более консолидированный американо-европейский план сдерживания России по итогам встречи в Женеве. В настоящий момент нужны не разговоры, а активные действия. Ведь если бы в январе 2014 года США и ЕС использовали превентивные меры, то многих негативных моментов и такого большого напряжения в Украине можно было бы избежать.
Юрий КОРОЛЬЧУК, член наблюдательного совета Института энергетических стратегий:
— Самый оптимальный выход из газового треугольника «РОССИЯ—УКРАИНА—ЕС» — предоставление Европой средств для погашения украинских долгов. И скорее всего именно об этом будут говорить в Женеве. Ведь невыплата украинских газовых долгов означает то, что «Газпром» на полностью законных основаниях перекроет газ Украине, и тогда мы будем вынуждены отбирать определенную часть транзитного газа, который идет в ЕС. Безболезненно это может длиться максимум две недели, а затем европейцы начнут кричать, что нужно решать газовый вопрос. Чтобы не допустить этот сценарий с европейской стороны, сейчас как раз и звучат заявления о необходимости выделения Украине кредитов для расчетов за газ. И все это на фоне использования фактора газа Россией в своей политической войне. Россияне заняли позицию непризнания новой власти в Украине, поэтому они будто бы ожидают выборов президента, а затем возобновят диалог. А если выборов не будет, то не с кем и разговаривать о погашении долгов. В ЕС это понимают. Есть еще один вариант развития событий: ЕС, США и Украина объединятся и затребуют от «Газпрома» реальной цены на голубое топливо. Ведь европейские компании знают его реальную стоимость, потому что тоже имеют дело с этим монополистом. Поэтому это может быть симметричный ответ России. Но подкрепиться она должна судебным иском к Лондону. Сделать это можно было еще два года тому назад: все документы были готовы еще во времена Януковича.