Россия вернет Украине все захваченные в Крыму корабли. Как заявил в.и.о. заместителя главы администрации президента Андрей Сенченко, об этом «достигнута принципиальная договоренность». В первую очередь договорились вывести из Севастополя корвет «Тернополь», ракетный катер «Прилуки» и танкер «Фастов». Глава Крымского медиа-центра Минобороны Украины Владислав Селезнев сообщил о предварительной договоренности о возврате среднего десантного корабля «Кировоград», корвета «Винница» и нескольких других. Но возвращения большей части украинских боевых кораблей ждать придется дольше — в начале марта российские военные заблокировали их в озере Донузлав, затопив на выходе свои старые суда. Правда, вспомогательные суда ЧФ РФ уже начали операцию по их подъему.
• Российская сторона отбуксировала «Прилуки» и «Фастов» в нейтральные воды, где их ожидал украинский морской буксир «Бакай». В понедельник караван прибыл в Одессу. Там уже находятся флагман флота фрегат «Гетман Сагайдачный» и сторожевой катер «Скадовск». Ранее Украина также смогла перебросить в Одессу и Мариуполь 23 катера из состава крымских отрядов морской охраны. Официальных заявлений на счет того, где теперь будет главная база украинских ВМС, пока не было. Но очевидно, что базироваться военный флот будет именно в одесском порту. Специалисты утверждают, что большая часть украинского флота там поместится: в советское время в Практической гавани базировалось более десятка подводных лодок.
Ранее СМИ цитировали главу администрации морских портов Юрия Васькова, который отметил, что часть инфраструктуры акватории одесского порта (Военная гавань) и так принадлежит Вооруженным Силам Украины. «По нашим наблюдениям, их причальный фронт использовался едва ли на 50% мощности. Думаю, что им вполне хватит места для размещения всех судов», — заверил чиновник. Тем не менее, без финансовых вливаний здесь не обойтись: существующая инфраструктура (каналы для необходимых коммуникаций, военные казармы и прочее) требует реконструкции.
• Еще недавно некоторые российские СМИ и военные эксперты с упоением прикидывали, какие из захваченных кораблей стоит ввести в состав ЧФ РФ. С упоением — потому как воспринимали их не иначе как трофеи, доставшиеся победителю. Но на этом весь энтузиазм и заканчивался: украинский флот тут же называли «сплошной рухлядью». Исключение делалось для отдельных кораблей: мол, могут еще и послужить. Корвет «Тернополь» относится именно к таким. Выводы о том, что корабли и вспомогательные суда годятся только на металлолом, делаются, судя по всему, исходя из их возраста (в среднем 1980-х годов постройки). Хоть для выводов таких это как раз не самый главный показатель — корабль может и 50 лет быть в строю, если его правильно содержать, обслуживать и модернизировать. То, что буквально в прошлом году украинские корабли проходили ремонт, естественно, никто не вспоминал (в общей сложности на него выделили 170 млн грн., было отремонтировано боевое ядро флота из 11 кораблей). Собственно, корабли ЧФ РФ в основном приблизительно такого же возраста, что и украинские — все-таки к моменту раздела между двумя странами это был один советский флот. Так что если рассуждать о боеспособности, то не мешало бы для сравнения упомянуть и это факт. При этом речь идет как о физическом, так и о моральном износе.
Конечно, оптимизм морякам ЧФ РФ и пророссийски настроенным жителям Крыма вселяет ожидаемое обновление корабельного состава. Это шесть фрегатов проекта 11356Р (головной уже спущен на воду) и шесть подводных лодок проекта 06363 (одна достраивается), малые ракетные корабли проекта 21631 и др. Планы Украины на этом фоне меркнут: даже заложенный в 2011 году на Черноморском судостроительном заводе современный корвет еще далек от завершения постройки. Программой же было предусмотрено построить до 2021 года четыре таких корвета. Также до 2017 года планировалось на заводе «Ленинская кузня» построить девять бронекатеров «Гюрза-М». Первые два катера были заложены осенью 2012-го. Но госкомиссию не удовлетворило качество работы предприятия, и возникли проблемы с технической документацией на вооружение. Так что в прошлом году Министерство обороны контракт расторгло, пообещав заказ разместить на другом предприятии. Однако о новом исполнителе пока не сообщалось. В общем, когда именно военный флот получит эти новые боевые единицы, пока неизвестно. Но при нынешнем финансовом положении страны надеяться на ударные темпы по их строительству не приходится.
• Однако после перехода Крыма России и с учетом серьезно усложнившихся отношений соседних государств, вопрос обновления и усиления флота стоит перед Украиной особо остро. Специализированный медиа-ресурс Defense-Express видит выход в строительстве небольших кораблей ближней морской зоны. Так называемый «москитный флот» имеет ограниченный радиус действия и низкую мореходность из-за своих малых размеров, но при удачной стрельбе ракетный катер способен уничтожить крупный боевой корабль.
Редактор научного сайта «Военно-морская коллекция» Александр Вельможко приводит в пример опыт Израиля, который после получения независимости стал владеть сборищем разномастных изношенных кораблей, но со временем сделал ставку на маленькие ракетные катера, «способные утопить любой крупный боевой корабль». «Флотилии ракетных катеров, дополненные несколькими современными дизельными подводными лодками, позволили создать флот, способный успешно защищать побережье от численно превосходящих сил арабских стран, и наносить ракетные удары по тому же Египту. Уже в 1990-е годы Израиль получил чуть более крупные корабли — ракетные корветы, ставшие флагманами флотилий ракетных катеров», — рассказывает он.
• В то же время, оборона побережья не может быть гарантирована наличием исключительно кораблей, это целый оборонный комплекс. Для этого также используются мобильные комплексы береговой обороны. В Крыму 25-й дивизион береговой обороны имел на вооружении две пусковые установки противокорабельного ракетного комплекса «Рубеж» (по две ракеты П-15). Вероятно, их Россия тоже вернет, но комплексы эти —1970-х годов разработки, и уже устарели.
Сами российские военные еще несколько лет назад получили на вооружение подвижные береговые противокорабельные ракетные комплексы «Бастион-П», которые развернуты и на побережье Черного моря (Анапа). Комплекс способен за пять минут перейти из походного в боевое положение и может защитить побережье протяженностью более 600 км. Преимуществами крылатой ракеты «Оникс» называют полную автономность боевого применения, сверхзвуковые скорости на всех участках полета, малую заметность для средств радиолокационного наблюдения, и т.д. На экспорт идет не «Оникс», а «Яхонт» — версия с «урезанными» характеристиками. Стоит ли в нынешней ситуации надеяться на то, что Украине продадут такие ракеты? С другой стороны, сейчас есть возможность приобрести противокорабельные ракетные комплексы западного производства. В любом случае, речь идет о затратах в несколько сотен миллионов долларов.
• Помимо противокорабельных ракет необходима боеспособная авиация. Ведь даже расхваленные сверхзвуковые и сверхумные ракеты, чтобы поразить цель на более отдаленном расстоянии, сначала поднимаются на высоту в 14000 метров, а низко над волнами летят только в нескольких десятках километров от цели (иначе несоизмеримо увеличивается расход горючего). Ракета в таких условиях становится уязвимой для вражеской авиации.
Таким образом, на первом этапе речь идет о простом переходе украинских кораблей через море на новое место базирования. Но для того, что бы они не просто стояли там в бухте, а могли обеспечить защиту украинского побережья, необходимы значительные средства. Наличием которых в нынешние тяжелые для экономики времена Украина похвастаться не может.