С начала апреля крымские отделения Общества Красного Креста Украины по очереди начали переходить под руководство российского. На официальном сайте Крымского Общества говорится, что 1 апреля на общих собраниях было создано Керченское отделение КК России, 2 апреля — Евпаторийское, 11 апреля такое отделение заработало в Джанкое. Службы, ранее подчиненные Украине, теперь ликвидированы. Вместо них работают российские отделения. Но изменилось не просто название, а принадлежность всего имущества Крымского ОКК. Причем с нарушением ряда международных документов и соглашений, которые определяют принципы работы движения по всему миру. Основной из них — нейтральность Общества в политике и идеологии.
В заявлении нашего Красного Креста говорится, что Украина не признает переформированных отделений общества в Крыму, считает это захватом собственности, который нарушает устоявшиеся связи между двумя организациями. Ведь за 150 лет существования движения это впервые, когда Представительство в одном государстве подчинила себе другая страна. И как быть дальше — ныне решают в украинском представительстве, обращаясь за помощью и к Международному Обществу Красного Креста.
Однако этот вопрос новый и неожиданный и для международных экспертов. Эксперты говорят, что поведение Российского Общества в Крыму — вне рамок международного устава движения.
«Есть официальный документ, решение с печатью российского Общества, что все имущество вместе с участками нашего Представительства передали в собственность российского. Имущество передано, при этом территория юридически остается украинской, заработную плату должны платить мы, это наше имущество и люди, это наше поле действия. А речь идет о самой гуманной, самой честной и наиболее беспристрастной организации в мире, и здесь такая ситуация», — отмечает заведующий отделом информации ОККУ Виктор Щербатюк.
В первую очередь такая неопределенность отразится на людях, которые получали помощь или лечение от программ ОККУ. Эти проекты в Крыму ныне не работают. «До конфликта мы реализовывали в Крыму программы борьбы с эпидемией туберкулеза, ВИЧ/СПИДа, программу подготовки населения по оказанию первой помощи, и ряд других проектов, которые финансировались международными и украинскими агентствами, — комментирует заведующий Международным отделом ОККУ Валерий Серговский. — Сейчас мы не можем этого делать, потому что это все-таки финансовые дела, не финансировать же нам Россию. Поэтому мы вынуждены остановить эти программы. Мы развивали всю инфраструктуру на полуострове почти с нуля. Общество уделяло Крыму особое внимание, потому что нужно было обустраивать жизнь депортированных народов полуострова, вводились специальные программы, открывались медико-социальные центры, на что пошло тоже немало средств. Много пришлось приложить усилий, чтобы поднять уровень Крымского ОКК до международных норм».
Механизмы урегулирования конфликта есть, убеждают эксперты, но они возможны лишь при условии диалога с российской стороной. Валерий Серговский добавляет, что Украина не может упираться, потому что речь идет о помощи нашим гражданам. Но и сделать что-то конкретное — тоже пока нет возможности. Эксперт говорит, что с Россией даже подписано соглашение о сотрудничестве. В 2012 году оно было обновлено. Речь идет об общих программах в пограничных областях между Россией и Украиной. И будет ли продолжение сотрудничества — тоже не знают.