Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Памятная доска как признак единства

Во Львове отметили 150-летие первого украинского профессионального театра в Галичине, основанного обществом «Руська бесіда»
7 мая, 2014 - 12:13
Памятная доска как признак единства

Замысел осуществлён по инициативе кафедры театроведения и актёрского мастерства факультета культуры и искусств Львовского национального университета имени Ивана Франко (руководитель — Шевченковский лауреат, народный артист Украины, актёр и режиссёр Театра им. Марии Заньковецкой Богдан Козак). Реализован в рамках проекта «Мистецький арсенал добрих справ» департаментом по вопросам культуры, национальностей и религий Львовской областной государственной администрации. Проект состоялся благодаря благотворительному мероприятию «Иорданская яблоневая ёлка-2014», о чём «Дню» сообщили в ЛОГА. Автор памятной доски — народный художник Украины Василь Ярыч, который, как рассказал «Дню» Богдан Козак, отказался ради славного дела от гонорара.

Постоянную «прописку» художественная доска получила на фронтоне бывшего Народного дома, что по улице Театральной, 22, близ Театра им. Марии Заньковецкой. А открыли её как раз на юбилей — именно в этот день, 5 мая, 1864 года, то есть 150 лет назад, именно в Народном доме впервые на украинской сцене была поставлена драма «Назар Стодоля» Тараса Шевченко. Следовательно, можно говорить, что торжественное открытие памятной доски органично вплелось в венок мероприятий к 200-летию со дня рождения Кобзаря.

— То, что во Львове 29 марта 1864 года начал свою деятельность первый украинский театр, основанный обществом «Руська бесіда», — это акт, касающийся всей театральной культуры Украины, — считает Богдан Козак. — Открыл он свою деятельность произведением «Маруся» по одноименной повести  Григория Квитки-Основьяненко, а 5 мая впервые на украинской сцене поставил «Назара Стодолю» Тараса Шевченко и этим дал ориентир галичанам на  Надднепрянскую Украину, на драматургию, украинский язык, украинский менталитет, и соблюдал это на протяжении всей своей деятельности, — это является признаком соборности и единства Галичины, Надднепрянщины и Слободской Украины.  На этой сцене работали Марко Кропивницкий, Мыкола Садовский, Мария Заньковецкая. Этот театр воспитал целую плеяду величайших актёров — таких, как Лесь Курбас, Амброзий Бучма, Марьян Крушельницкий, Йосип Гирняк, София Федорчева, которые потом переехали на восточную Украину и сделали реформу украинского этнографического бытового театра на театр модерный, авангардный, который знает вся Европа, — благодаря тем актёрам, которые воспитывались на сцене народного театра во Львове. Поэтому это важный факт, который говорит о том, что мы — неразделимая страна. Открытием этой памятной доски мы свидетельствуем: когда гремят пушки, музы не молчат. Кстати, как правильно отметил в речи на торжествах Шевченковский лауреат, художественный руководитель Театра им. Марии Заньковецкой Фёдор Стригун, когда-то на построение Народного дома во Львове люди по крейцеру собирали деньги со всей Галичины, чтобы там был очаг украинского слова, украинской культуры, нашей национальной идентичности и целостности. И этот источник не может быть ни загрязнённым, ни погашенным — он должен и в дальнейшем разворачиваться. Наша молодёжь должна помнить об этой традиции и  гордится теми людьми, которые работали на этой сцене, в конечном итоге — идти этим путём дальше: служить своему народу, лелеять родной язык, быть людьми, понимающими нужды дня, и быть патриотами своей страны.

Фото Романа БАЛУКА

Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ