Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Иисус» в театре

В свой 39-й сезон коллектив Днепропетровского театра оперы и балета покорил публику небывалым хореографическим действом, в основе которого — музыка американского композитора Джона Дебни
5 октября, 2012 - 11:52
СЦЕНА ИЗ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ СПЕКТАКЛЯ «ИИСУС»
ОЛЕГ НИКОЛАЕВ

Автором спектакля «Иисус» (либретто, постановка и хореография) является Олег Николаев. В составе творческой команды создания спектакля на евангелические сказания (музыка Джона Дебни — это один из самых популярных композиторов и дирижеров США) приняли участие: дирижер Юрий Пороховник, хормейстер Валентин Пучков-Сорочинский, художник — Дарья Белая, оркестр, хор, балет и солисты театра. Кстати, Николаеву удалось, казалось бы, невозможное — заполучить разрешение голливудской знаменитости на бесплатное использование музыки для воплощения своей идеи в создании масштабного спектакля. Правда автор поставил условие о запрете на аудио- и видеозапись спектакля, с чем днепропетровцы вынуждены были согласиться. Работа над постановкой длилась около года: Олег Николаев добавил к музыке американца музыку Баха и Прокофьева, а также других композиторов...

Название премьеры приводит в ступор: «Иисус»?! Тот самый? Однако... Что-то похожее наблюдалось в начале прошлого века в России, когда известный философ Владимир Соловьев обратился в Синод за разрешением на русское издание книги французского автора Ренара «Жизнь Иисуса». «Что это вам в голову пришло?» — возмутился тогда обер-прокурор Синода Победоносцев, человек крайне консервативных взглядов. «Но ведь надо же, наконец, народу о Христе рассказать», — парировал мыслитель.

Театр, обратившийся к образу Иисуса, тоже преследует просветительскую цель. Понятно, что осуществляет ее он своими театральными средствами. У днепропетровских зрителей есть возможность увидеть, как это делается в спектакле. Первый из них прошел 28 сентября, последующие состоятся 13, 16 и 17 октября.

О причинах, побудивших появление «Иисуса» в репертуаре Днепропетровского театра оперы и балета рассказал главный инициатор спектакля Олег Николаев:

— «Загадки» Иисуса (им нет числа!) не перестают волновать человечество на протяжении веков. Если первыми учениками Христа были простые рыбаки, то позднее перед Крестом склонялись величайшие умы и творцы человеческой цивилизации. Вспомним, что начало феномену Пришествия Иисуса было положено в 20-х годах правления цезаря Августа в Иудее. Именно тогда в селении Назарет галилейская дева услышала весть: «Ты родишь сына и наречешь ему имя Иисус». Парадокс его явления в том, что он невероятен и вместе с тем исторически реален. Жизнь Иисуса стремительна, как молния, а свет от нее, поистине, не угасим. И время открывает все новые грани его личности.

Знаете, ни к одному из своих спектаклей я не готовился так долго. Думал и взвешивал: брать — не брать, быть — не быть? И все-таки решился делать. Надеюсь, что спектакль вызовет интерес у верующих и светских людей. К последним причисляю и себя: театр — учреждение светское, чтобы не сказать греховное... Были времена, когда актеров хоронили за кладбищенской оградой... Для меня Христос — фигура планетарная, во времени нескончаемая и касающаяся всех. Мировая история и культура во многом начинаются с Рождества Христова. Неизмеримо расширяются границы человеческого: возникает понятие о добре и зле; свет отделяется от тьмы; уходят жестокие законы язычества — око за око, зуб за зуб; сильнейшие падают, слабые побеждают. Но христианство несет миру не только зло. Иисус открыл дорогу к Богу, который был не только силой грозной, устрашающей, карающей. При всей огромности и непостижимости Творец представал личностью, с которой можно было вступить во взаимоотношения, полагаясь на его любовь, понимание и прощение.

— А какой последний аргумент определил ваш окончательный выбор?

— Не только последним, но и первым аргументом была музыка Джона Дебни! С первого прослушивания она завладела мной, я видел ее, чувствовал, она проникла во все поры моего существа. Казалось, сойду с ума, если не поставлю ее. Еще древние говорили: «музыка создает пространство, в котором обитают наши души». По личному признанию Джона Дебни, музыка к фильму Мела Гибсона «Страсти Христовы» была самым трудным заданием в его жизни. И она стала лучшей из созданного им за все годы работы в Голливуде! «Я пережил каждый удар хлыста, которым бичевали Христа. Верю, что в Иисусе человеческая природа достигла своего совершенства. Счастлив, что прошел через это невероятное испытание», — признался композитор. Это могущественная музыка! Она также красивая и харизматичная (за музыку к «Страстям Христовым» Джон Дебни был номинирован на премию «Оскар»).

Партию Иисуса на премьере исполнил 20-летний артист балета Евгений Даньков-Белянский: хотя по возрасту он значительно моложе своего героя на момент его распятия и воскрешения (а именно об этом — большая часть спектакля), чистый взгляд и точная пластика помогают войти в этот непростой для любого артиста образ. Не менее удачен подбор других артистов: на премьере партии Матери Спасителя исполняла Валерия Ильченко, Марии Магдалины — Елена Печенюк, Иуды — Сергей Бадалов, Понтия Пилата — Антон Сигидин, Ирода Антипа — Юрий Войников. Помимо хореографических в спектакле есть и вокальные партии: с ними прекрасно справляются солисты Алена Бокач, Зоя Каипова и Тимур Парулава.

Наталия ИВАЩЕНКО, Днепропетровск, Фото Игоря БУЛГАРИНА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ