20 мая Верховная Рада приняла в первом чтении за основу проект Закона «О стандартизации» (регистрационный номер законопроекта 4585 от 27.03.2014). За данное решение проголосовало 237 народных депутатов. Вкратце его суть сводиться к приведению в соответствия с нормами Евросоюза стандартизации товаров и услуг украинских предпринимателей с целью вступления в зону свободной торговли с ЕС.
Специалисты единогласно утверждают: в свете последних событий Украина нуждается в решительных действиях со стороны власти по переходу на евростандарты. Необходимо усовершенствовать правовые позиции стандартизации, урегулировав вопрос на организационном уровне национальной стандартизации, которая будет соответствовать нормам и требованиям, применяемым в европейской практике. Но произойдет ли это на нашей практике, благодаря принятому Закону Украины «О стандартизации»?
Основной целью законопроекта послужило создание единого органа, негосударственной формы — Национальный орган стандартизации, в функции которого будет входить принятие и отмена национальных стандартов, представление интересов Украины в международных организациях стандартизации, что на сегодняшний день выполняет Министерство экономического развития и торговли Украины.
Юристы Goldblum and Partners проанализировали законопроект и поделились своими соображениями согласно такому решению парламентариев. Первым специалисты обращают внимание на понятие «кодекс установившейся практики», который, согласно ст. 1 Общих положений, трактуется как нормативный документ, содержащий рекомендации касательно практик или процедур проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации оборудования, конструкций или изделий. Соответственно, значение носит теперь рекомендационный характер и не применяется в виде стандартов либо отдельных частей стандартов, как было ранее.
Существенным изменением, по мнению юристов Goldblum and Partners, является и то, что государственные органы не участвуют в принятии решений по принятию и отмене национальных стандартов. Данным вопросом занимается исключительно Национальный орган стандартизации, действия которого могут быть оспорены. Для такого, согласно ст. 14 законопроекта, создана комиссия по апелляции.
Пункт первый статьи 14 утверждает, что любая заинтересованная сторона или технический комитет стандартизации имеет право обратиться в комиссию по апелляциям путем подачи апелляции, если считает, что решением, действием или бездействием национального органа стандартизации были нарушены процедуры в сфере стандартизации. Также данным пунктом предусмотрено право заявителя обратится в суд. Единственное, что не предусмотрено, — это подведомственность и кого выбирать заявителю в роли ответчика — независимое юридическое лицо, созданное на основе решений исполнительной власти и неподведомственно ей, или комиссию по апелляции, которая создана руководящим советом, или сам руководящий совет, который является органом национального органа стандартизации.
Ведь согласно статье 13, руководящий совет является совещательно-надзорным органом национального органа стандартизации и формируется на паритетных началах из представителей центрального органа исполнительный власти, гражданских объединений, гражданских организаций потребителей, научных учреждений, учебных заведений, научно-технических и инженерных обществ.
Хотя, согласно статье 10 законопроекта, подчеркивают юристы, к полномочиям центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере стандартизации, принадлежит осуществление контроля за соблюдение национальным органом стандартизации процедур в сфере стандартизации в соответствии с принципами, нормами и требованиями, установленными настоящим законом, другими нормативно-правовыми актами и национальным стандартам.
Но самым неурегулированным вопросом в законопроекте остается пропавшая статья 8 «Ответственность за разработку и утверждение нормативных актов». Проанализировав законопроект, юрист Goldblum and Partners Дмитрий Набугорнов приходит к выводу, что у национального органа стандартизации отсутствует ответственность за осуществление своей деятельности. По ранним, до сих пор действующим нормам, четко становится понятно к кому необходимо обращаться в случае несоблюдения либо несоответствия стандартов с канонами действующего законодательства Украины.
Помимо обширно описанных прав предприятий, учреждений и организаций, которые имеют право в соответствующих сферах деятельности и с учетом своих хозяйственных и профессиональных потребностей организовывать и выполнять работы по стандартизации, необходимо добавить их, вместе с и потребителями услуг и товаров, в субъектный состав надзирательного совета за координацией работы национального органа стандартизации. Возможно, данное решение повлияло бы на условия ведения бизнеса в реалиях сегодняшнего дня.
Несомненно, по мнению юристов Goldblum and Partners, осуществление действий государства в сторону евроинтеграции и евростандартизации позволит усовершенствовать правовые позиции стандартизации, приведя их к актуальным требованиям. Но, принятый в первом чтении законопроект требует внесения доработок, и вопрос стандартизации только начинает свое обсуждение и выдвижение предложений со стороны как представителей производителей, так и конечных потребителей.