В последние годы органы системы организации ООН по вопросам защиты детей отмечают изменения в характере вооруженных конфликтов. Школы остаются объектами нападения. Детей содержат в изоляторах из-за вероятной связи с вооруженными группами. Они становятся жертвами ударов беспилотных самолетов, используются в качестве террористов-смертников и живых щитов. По данным Детского фонда ООН, за последние десятилетия в разных горячих точках мира погибло более двух миллионов детей, еще шесть миллионов получили серьезные ранения. Среди убитых и искалеченных — не менее полмиллиона непосредственных участников военных конфликтов с оружием в руках.
В ежегодном докладе генерального секретаря Совета безопасности ООН и ежегодном отчете специального представителя ООН по делам детей в военных конфликтах отмечено, что участниками конфликтов в разных точках мира являются приблизительно 300 тысяч человек в возрасте до 15 лет. Самая сложная ситуация — в Центральной и Западной Африке, где каждый 10-й ребенок является членом определенной вооруженной группировки. В Афганистане воюют уже с восьми лет.
Грубыми нарушениями, совершенными по отношения к детям во время вооруженных конфликтов, являются: убийство, вербовка, использование в качестве солдат, похищение, сексуальное насилие, нападения на школы и больницы. Дети считаются экономически выгодной альтернативой взрослым. Они легко поддаются влиянию и являются хорошими бойцами, так как еще не понимают, что такое смерть.
Дина Гуд, координатор проектов представительства ХАЙЕС в Украине, которое занимается юридической помощью беженцам из горячих точек мира, отмечает, что, в первую очередь, дети-солдаты — это жертвы, чье участие в конфликте предполагает тяжелые последствия для их физического и эмоционального здоровья. «Я никогда не могла представить, что эта тема будет так близка для Украины», — говорит пани Гуд.
Сегодня мы не можем замалчивать факт причастности наших детей к вооруженным конфликтам в Украине. Например, одному из погибших из Небесной сотни, Назару Войтовичу, было всего 17 лет.
Как показали события ноября 2013-го — мая 2014 года, в Украине отсутствует координация и взаимодействие ключевых государственных структур, ответственных за соблюдение прав детей в Украине, особенно в условиях критических ситуаций.
Президент Всеукраинского фонда «Защиты прав детей» Евгения Павлова рассказывает: «Мы не владеем ситуацией относительно детей, которых коснулись вооруженные конфликты. Общественные организации много работают в данном направлении, но этого мало. Надеемся, что новая власть сформирует межведомственное ядро, которое разработает новую стратегию».
Координатор проектов Правозащитного центра «Поступ» и волонтер инициативы «Восток СОС» Светлана Тарабанова сообщает о проведенном опросе, по результатам которого были выделены несколько категорий детей. Одна категория вообще не понимает, что происходит, поскольку с ними не говорят о необходимости использования мер безопасности. Второй категорией руководит любопытство, особенно это касается подростков. «Дети в Луганске, которые были под зданием СБУ и во время захвата ОГА, свое присутствие объясняли любопытством», — говорит Тарабанова. Третья категория — это дети, которые уже напуганы. То есть кто-то слышал перестрелку или проникся эмоциональным состоянием родителей.
Как подтверждает переселенка Светлана Тарабанова, часть семей с детьми выезжает. Преимущественно это семьи активистов, которых преследуют и задерживают на Донетчине и Луганщине. Вынужденным переселенцам необходима социальная и психологическая помощь. «Хотелось бы получить какой-то статус, если мы остаемся на новом месте», — добавляет пани Тарабанова.
Представитель Центра общественных инициатив «Интеллект Сумщины» Юлия Савельева обращает внимание на отдельную прослойку — младенцев и детей раннего возраста. Ведь первые месяцы, даже годы, являются ключевыми, чтобы потенциал здоровья и общего развития был максимально реализован. «В Украине четко определены ответственные за защиту прав детей, потому, прежде всего, нужно создать координационный совет из госструктур. Мы подошли к необходимости разработки мощной стратегии защиты несовершеннолетних в вооруженных конфликтах», — утверждает президент Всеукраинского фонда «Защита прав детей» Евгения Павлова.
В 2011 году с целью внедрения Конвенции ООН о правах ребенка создана Коалиция «Права ребенка в Украине». Сегодня в нее входит 12 организаций из разных регионов страны, среди которых и названные выше. Ее представители отмечают бездеятельность государства в нынешней сложной ситуации и призывают: «Действуйте, реагируйте, спасайте, вмешивайтесь!».