Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Народ больше не позволит новой власти вести себя так, как это делали «попередники»

«День» побеседовал с одним из лучших отечественных дирижеров Владимиром Сиренко о политике и музыке
13 июня, 2014 - 11:12
ФОТО ИЗ АРХИВА "ДНЯ"

Народный артист Украины, лауреат Шевченковской премии, художественный руководитель и главный дирижер Национального заслуженного академического симфонического оркестра Украины, профессор НМАУ — этот музыкант хорошо известен не только в нашей стране, но и за рубежом: в США, Великобритании, Польше, Португалии, Словакии, Германии, Австрии, Испании, Франции, Нидерландах, Южной Корее, Болгарии, Бельгии, Италии, Японии, Турции, России, Беларуси, Казахстане и других странах мира. В его репертуаре сотни симфонических партитур. Дирижер тяготеет к интерпретации сочинений романтического и насыщенно-экспрессивного звучания. Мировая пресса называет В. Сиренко «одним из наиболее блистательных современных дирижеров мира и всегда желанным гостем лучших европейских и американских оркестров...»

 «С НЕТЕРПЕНИЕМ ЖДУ ВОСЬМУЮ СИМФОНИЮ СИЛЬВЕСТРОВА»

— Какие наиболее значимые украинские произведения последнего времени появились  в репертуаре Национального симфонического оркестра?

— Мы много лет готовим по две программы для фестивалей «Премьеры сезона» и Kyiv Music Fest. И серии юбилейных концертов украинских корифеев: М. Скорика и В. Сильвестрова, а до того — Е. Станковича, потом — Г. Ляшенко. Осенью отметим юбилей Л. Дичко и А. Костина. В этом направлении работы невпроворот. Мы в ней выполняем часть своего предназначения. Кстати, о нашем оркестре пишут как о «лаборатории украинской музыки».

— Как происходит подбор музыки?

— По-разному. Доброе взаимодействие с авторами позволяет оркестру предлагать им наш выбор из их музыки. Например, с Геннадием Ляшенко мы договорились о трех сочинениях, которые я хотел исполнить: Виолончельный концерт с Иваном Кучером, Фортепианную музыку (по сути, это концерт) с Юрием Котом и Тамара Ходакова пела «Імена, імена, імена...» на стихи М. Денисенко. Кроме того, Геннадий Иванович написал новую Седьмую симфонию к юбилею. С Сильвестровым были две симфонии. Шестая, исполняемая довольно редко (она невероятно сложная) и проверенная временем и известными исполнителями партитура Widmung («Посвящение») — симфония для скрипки и оркестра (1991 г., написана для Г. Кремера). Недавно Валентин Васильевич закончил новую Восьмую симфонию. Мы ждем ее премьеры (Седьмая была написана более десяти лет назад, в 2003-м). Первое исполнение Восьмой пройдет не в Украине, а после мировой премьеры мы возьмем ее в свой репертуар. У оркестра имеется круг авторов, с которыми мы сотрудничаем. Так обычно складывается у большинства коллективов.

Недавно в Центре «Мастер-класс» состоялся авторский концерт Виктории Полевой. Акустика там не подходящая, но благодаря микрофонам все прозвучало достойно. Среди слушателей находились киношники, художники, писательская братия, музыканты. И всем концерт безумно понравился. Творчество В. Полевой — особая часть нашего репертуара.

Очень интересный проект НСОУ подготовил на заказ польской стороны незадолго до нового 2014 г., когда на Майдане происходили известные события. В Большом зале консерватории мы сыграли произведение для фортепиано с оркестром Ежи Корновича «Великий переход», «Знаки» Анны Гаврилец и Третий фортепианный концерт Игоря Щербакова. На весеннем фестивале «Премьеры сезона» повторили сочинения Щербакова и Гаврилец. Все три новинки очень интересны, их ждет долгая артистическая жизнь. Убежден, что произведение Гаврилец может украсить не только фестивальные программы, но и любой филармонический вечер. А концерт Щербакова — это продолжение его стилистики постромантизма. Композитор с первого дня был на Майдане, и рефреном его сочинения звучит мотив рояля с оркестром «Банду — геть!». Концерт был написан быстро, в декабре 2013-го, а 30 декабря мы его уже сыграли. Там же очень трогательно звучит народная колыбельная «Котику сіренький»...

— В нашем разговоре прозвучало имя Валентина Сильвестрова. Каким образом его работы последних лет отражены в вашем дирижерском репертуаре?

— В творчестве Валентина Васильевича, как он сам характеризует, в последнее время был период «багателей». В оркестре «Киевские солисты» мы осваивали его партитуры «Тихая музыка», «Серенады», «Багатели» и «Мгновения памяти». Но сейчас композитор вновь обращается к крупным жанрам. И я с нетерпением ожидаю его новую Восьмую симфонию.

— Что еще из последних проектов вам запомнилось?

— В январе состоялась поездка Национального симфонического оркестра в австрийский Линц, на родину Антона Брукнера. В зале его имени мы исполнили программу, центральным номером которой стала 11 симфония Д. Шостаковича. Прозвучал также 23-й фортепианный концерт Моцарта (солист Геннадий Демьянчук). Мы предложили исполнить на вечере «Карпатский концерт» Мирослава Скорика. Все произведения были прекрасно приняты публикой и прессой. Я получил интересное предложение от австрийской стороны: в сентябре продирижировать открытием Брукнеровского фестиваля. Среди произведений организаторы задумали исполнение увертюры «1812 год» П. Чайковского. Но в ней, как известно, цитируется русский царский гимн «Боже, царя храни». Сегодня, после аннексии Крыма и необъявленной войны российских агрессоров на востоке Украины, я посчитал исполнение этого сочинения неуместным и предложил организаторам феста заменить эту партитуру симфонической поэмой Ференца Листа «Мазепа»...

 «ВСЕОБЩЕЕ «ОДОБРЯМС» ВЕСЬМА ДУРНО ПОПАХИВАЕТ!»

— В украинском обществе активно осуждают российских деятелей культуры, подписавших письмо в поддержку военной доктрины Путина, приведшей к аннексии Крыма и сепаратистско-терростической деятельности в Луганской и Донецкой областях. Артист должен вмешиваться в политику или его постулат — «искусство ради искусства»?

— В 1999—2000 гг. я бывал на гастролях в России. Это был период ухода Ельцина, тогда зарплаты музыкантов были нищенские, и это при довольно высоком уровне жизни, который в целом присущ российскому обществу. Затем ситуация изменилась, стали выделяться президентские гранты: ведущим консерваториям, оперным театрам и оркестрам России. Люди стали получать несколько тысяч долларов в месяц. И артисты стали «обязаны» новой власти ростом своего благосостояния, больше не смогли выйти из этой, мягко говоря, «взаимосвязи». Поэтому пианист Денис Мацуев и масса других крупных деятелей российской культуры поставили свои подписи под «путинским письмом». И это всеобщее «одобрямс» весьма дурно попахивает! Не подписали те, кто вообще независим от российской системы власти...

Особенно на фоне боли и потерь, которые мы все пережили — расстрела Майдана, меня шокировала поддержка российскими коллегами аннексии Крыма. Это — абсолютное непонимание наших событий, наших утрат! К слову, когда в 2008-м Россия вторглась в Грузию, украинские политики и деятели культуры составили письмо, осуждающее этот акт. Я был среди них...

— Вы известны как дирижер, поднимающий масштабные проекты: все симфонии Густава Малера, все «Страсти» И. С. Баха. Недавно состоялась премьера знаменитой оратории Артура Онеггера «Жанна Д’Арк на костре». Расскажите о нем, пожалуйста.

— Я хочу поблагодарить посла Швейцарии в Украине Кристиана Шёненберга за содействие в получении нот для этого проекта: хоровых и оркестровых партий, партий солистов. Это весьма недешевое удовольствие: прокат партитуры. Мы не можем позволить себе такое, и нам посодействовало посольство Швейцарии. Мы повторим этот спектакль 14 октября. Еще в 1999-м я задумал эту постановку. Был знаком с Владимиром Бегмой, который ставил эту партитуру в 1983 г. в Алма-Ате. Тогда возникла идея пригласить на роль Жанны певицу Елену Камбурову, которая может и спеть, и произнести драматический текст, но не сложилось. Прошло время... Я не имел партитуры, но был клавир, который изучал, и вот швейцарский посол, который любит музыку, нам помог. Конечно, и согласие капеллы «Думка» под руководством Евгения Савчука — нашего блистательного хорового коллектива решило проблему постановки. Ее нужно делать только с очень хорошим хором, и они прекрасно справились. В постановке участвовали три драматических актера и три солиста-вокалиста, и все вышло удачно. Я редко остаюсь настолько удовлетворенным результатом.

 «ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО В КИЕВЕ «НЕГДЕ» СТРОИТЬ КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ, НЕТ МЕСТА, «ВСЕ УЖЕ КУПЛЕНО...»

— Нынче к нам отказываются приезжать многие зарубежные исполнители. Концертные залы — Дворец «Украина», МЦКИ — «гуляют». Может быть, нашим коллективам нужно заполнить эту концертную нишу?

— Это залы, не предназначенные для акустических концертов. Для меня было дикостью, когда Венский филармонический оркестр играл в «Украине» с микрофонами. И маэстро В. Гергиев с музыкантами Мариинского театра выступал, и пела М. Кабалье, и Д. Мацуев играл на ужасном рояле... Одно дело — «заробитчанство», это ужасно, но можно понять, а для мастеров с мировым именем такая «халтура» непозволительна! Тема хорошего акустического концертного зала для Киева очень важна. Вопрос поднимается со времен президентства В. Ющенко. При нем был проведен конкурс архитекторов на проект. В конце 2008 г. определили победителя — одну известную архитектурную фирму. Зал планировали создать на территории «Мистецького Арсенала» к Евро-2012. Потом проблема возобновилась при В. Януковиче и Н. Азарове. На пресс-конференции я поднял вопрос о телеканале «Культура» и постройке концертного зала. К сожалению, это тоже закончилось ничем... И не из-за Майдана или смены власти. Оказалось, что в Киеве «негде строить концертный зал, нет места, «все уже куплено». Мы будем предлагать и новой власти решить этот важный вопрос для нашей столицы.

— Национальный симфонический оркестр стал часто бывать на Ближнем Востоке. Там возникла мода на европейские составы?

— Речь идет о Ливане. С ливанскими композиторами мы дружим с конца 1980-х. Сначала записывали их музыку на ДЗЗ, балет «Преступная любовь», мюзикл «Последний день Сократа». В филармонии с успехом провели вечер ливанской музыки. А потом на Naxos’е записали диск. Ныне Ливан имеет хорошую композиторскую школу. Например, Бешара эль-Хури — замечательный композитор, проживающий в Париже. Его музыку исполняют лучшие мировые коллективы Англии и Франции. Мы получили прекрасные отзывы на свой диск с его музыкой. В Ливане есть академическая школа и фолк-линия. То, чем мы занимались последний год — это музыка семьи Рахбани. Отца уже нет в живых, он был другом А. Хачатуряна. У него трое сыновей: режиссер и два композитора-аранжировщика. Они собрали музыку из самых известных сочинений — песни из мюзиклов, которые знает весь арабский мир. Она очень хорошо обработана и оркестрована, с использованием арабских народных инструментов, целой группы ударных, хора, оркестра и большой группы солистов. Это очень интересно. Хотим показать этот проект в Киеве. И вы убедитесь, что это хорошая музыка, просто в другом жанре. Мы умеем реализовывать свою разноликость, можем успешно сыграть и со Scorpions, и ливанскую музыку. Кстати, в пользу ее говорит, к примеру, имя известного композитора ливанского происхождения, обладателя «Оскара» Габриэля Яреда, написавшего саунд-треки к фильмам «Английский пациент», «Талантливый мистер Рипли», музыку которого мы тоже в свое время играли.

— Владимир Федорович, вы — профессор НМА, получивший образование в бывшем СССР. На ваш взгляд, в чем различие между советской и болонской системами образования?

— Особого различия я не вижу. Кто хочет стать дирижером, тот и тогда, и сегодня одинаково настойчиво «грызет» партитуры. Никакие магистерские работы не заменят живого музицирования. Это просто разные специальности — писать диссертации и быть практикующим музыкантом. А преимущество этого перехода — то, что наши дипломы официально признаются на Западе.

 «Я НАХОЖУСЬ В СОСТОЯНИИ ОСТОРОЖНОГО ОПТИМИЗМА...»

— Ваш коллектив всегда участвует в инаугурационных торжествах. Как прошла культурная программа на этот раз?

— Перед началом приема, когда гости ожидали приезда Президента Петра Порошенко, в Арсенале мы играли большую симфоническую программу из произведений украинских и европейских композиторов: Р. Вагнера, Дж. Верди, М. Скорика, Б. Лятошинского, Е. Станковича. Предполагалось, что приглашенные будут стоя слушать наше выступление. К сожалению, почти все гости громко разговаривали, перемещались по залу и не обращали на музыку внимания... После речи Президента Украины культурная программа продолжилась маленьким концертом. Мы сыграли «Оду к радости» Л. Бетховена и аккомпанировали песне Андрея Середы из группы «Кому вниз». Но так как организаторы имели неосторожность развязать ленточки, отделявшие зал от столов с угощением, большинство присутствовавших ринулось к ним. А слушать нас остался П. Порошенко со своей семьей и несколько культурных гостей...

Я сейчас нахожусь в настроении осторожного оптимизма, а последнее мое очарование и последовавшее разочарование было во время оранжевой революции... Сегодня нельзя повторять прежних ошибок. Невероятно сложные задачи стоят и перед всем обществом. Убежден, что народ больше не позволит новой власти вести себя так, как это делали «попередники». Иначе бессмысленной станет гибель Небесной Сотни на Майдане и ребят, ныне отдающих свои жизни, принимая участие в АТО на востоке Украины за то, чтобы Украина оставалась единой и соборной страной.

Ольга КИЗЛОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ