«Лошади — чрезвычайно красивые животные, они окрыляют — так и хочется встать с коляски и пойти им навстречу. Лошадь делает человека немножко здоровее, сильнее. Это животное, умеющее тонко чувствовать человека. По уважительным причинам я не могу проехаться на лошади, хотя очень бы этого хотела», — рассказывает 27-летняя Юлия, выпускница специальной общеобразовательной школы для людей с особыми потребностями «Надежда». Девушка очень любит животных, много читает и хочет найти работу, чтобы обеспечивать себя самостоятельно. Она — одна из 39 выпускников, приехавших на встречу в конноспортивный комплекс "The Royal Horse Club" в селе Лесники Киевской области по случаю 20-летия школы «Надежда».
Место для праздника учебное заведение выбрало не случайно — выпускники смогли не только поделиться друг с другом собственным жизненным опытом, побывать на природе и не чувствовать дискомфорта в передвижении на колясках (как это бывает в закрытых помещениях, неприспособленных для людей с особыми потребностями), но и проехаться на лошадях, покормить и погладить животных.
«Наше сотрудничество с клубом началось в 2005 году. Тогда Андрей Сидоров, депутат Киеврады, взял шефство над нашей школой. К сожалению, он трагически погиб, и теперь его мама — Людмила Поликарповна Сидорова — продолжила эту традицию. С 2006 года мы начали традиционно привозить сюда своих выпускников. А для тех деток, которые закончили школу раньше и не имели возможности побывать здесь, мы организовали встречу выпускников всех лет. Всего из нашей школы выпустилось около 200 детей», — рассказывает «Дню» директор специальной общеобразовательной школы «Надежда» Наталия БОНДАРЕНКО.
Школа была основана в 1992 году специально для детей с комбинированными соматическими и психофизическими нарушениями. Здесь работает 101 педагог. Все преподаватели имеют специальное образование и опыт работы с детьми с особыми потребностями. На сегодня в школе индивидуально учится 220 учеников — дома с учителями или дистанционно. Это инвалиды детства, больные детским церебральным параличом, мускульной дистрофией Дюшена, синдромом Дауна, аутизмом, шизофренией, эпилепсией и другими заболеваниями. По словам Наталии Бондаренко, с момента основания школа «Надежда» осуществляет адаптацию детей к окружающей среде, а с 2006 года традиционной стала и работа с детьми в этом конноспортивном клубе. Ежегодно здесь организовывают встречи для выпускников школы, где проводятся иппотерапевтические занятия и катание на лошадях.
ИППОТЕРАПИЯ — не панацея, а шанс
«Во многих ситуациях помогает именно иппотерапия. Это занятия, которые проходят, во-первых, на специально подготовленных лошадях, во-вторых, под присмотром специалиста, и в-третьих, по разным методикам, нацеленным на конкретные проблемы разных людей. Это могут быть проблемы опорно-двигательной системы, проблемы застойного характера, а также психические проблемы», — рассказывает Виктория МЫШКИНА, психолог, иппотерапевт.
По ее словам, иппотерапия в Украине есть, но в то же время ее нет, потому что официально иппотерапевтов в Украине не готовят, и такая специальность в государственном реестре отсутствует. «По этой причине часто иппотерапией занимаются непрофессионалы, например, бывшие спортсмены, это нивелирует ее эффект», — объясняет специалист и добавляет, что нельзя считать иппотерапией просто катание на лошади. «Здесь не ставится задача научить человека ездить верхом — иппотерапевт ставит перед собой задачу решить проблемы человека с помощью верховой езды. Иппотерапия — не панацея, это хороший шанс», — считает пани Виктория.
На встрече Виктория Мышкина знакомит выпускников школы «Надежда» с животными. Кое-кто боится лошадей, другие — охотно кормят их сахаром, гладят и даже пробуют прокатиться. Но все без исключения улыбаются, даже если страшно. «Очень сложно объяснить, почему помогает иппотерапия. Можно говорить, что лошадь — уникальный тренажер, можно — что это все флюиды и позитивные эмоции. На мой взгляд, одновременно возникает чувство страха и эйфории, из организма поднимаются большие скрытые резервы, и организм перестраивается. Человеку дается шанс сделать что-то заново», — подводит итог профессиональный проблемолог.
О ПРАЗДНИКАХ И БУДНЯХ
«Посмотрите, насколько такие мероприятия важны для этих людей, насколько хорошо и естественно они здесь чувствуют себя, насколько им это необходимо. Они приобретают новый социальный опыт. Важно, чтобы именно в такой непринужденной атмосфере праздника и общения с природой выпускники узнавали информацию друг о друге. У нас есть девочка, которая недавно вышла замуж. Некоторые выпускники приехали на встречу со своими детьми. Кто-то уже получил высшее образование, кто-то работает, невзирая на свои сложные нарушения, кто-то выполняет работу дома, например, декоративно-прикладного направления. Это опыт, которым можно поделиться и который может повлиять на других выпускников», — рассказывает директор школы.
«Я уже во второй раз в этом клубе. Мне здесь нравится — я бы здесь жил. Хочется, чтобы каждый из нас рассказал о своей жизни после школы: чего он достиг, чем занимается, где работает. Я в настоящий момент работаю дома — ввожу данные в базу клиентов одного магазина, а еще — вышиваю на продажу работы. Но это мне повезло, многие годами ищут работу, но работодатели не хотят брать инвалида, а государство не может обеспечить нас гарантированным местом работы», — рассказывает 23-летний Антон, выпускник школы.
Одна из мам, которая просила не называть ее, рассказала «Дню», что благодарна организаторам за такое мероприятие и за возможность для нее и ее 20-летнего сына наблюдать за лошадьми, быть на природе, общаться с другими выпускниками и родителями. Однако все впечатления от таких событий, происходящих один-два раза в год, стираются буднями, в которых нет места комфорту и удовлетворению. Женщина сама воспитывает сына: муж ушел от них и отказывается платить алименты, государство материально не помогает. Их маленькая семья не имеет ни компьютера для учебы, ни автомобиля, чтобы куда-то выехать, да и ехать некуда — ни дачи, ни дома в селе, ни денег на отдых. Единственное их развлечение — в теплую погоду сидеть у подъезда, дышать свежим воздухом и смотреть на людей, проходящих мимо. «Поэтому я просто не могу сказать, что это событие как-то меняет нашу жизнь к лучшему, помогает нам в социализации. Такие мероприятия должны быть, они нужны, но в первую очередь должна быть государственная программа, должны быть созданы все условия для того, чтобы люди с особыми потребностями жили в социуме, имели нормальную жизнь — возможность работать, пользоваться общественным транспортом, посещать музеи...» — подытоживает она. Тогда лошади и отдых на природе будут приносить больше радости.
Фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»