Ведомству по распределению природных ресурсов готовят реформу. Изменения уже начались, убеждал в ходе Пятого энергетического форума Адама Смита новый глава Государственной службы геологии и недр Украины (ГСГНУ) Дмитрий Кащук. «День» решил выяснить, о чем идет речь, и на самом ли деле доступ к лицензии на добычу природных ископаемых будут получать все.
На вопрос «Дня», проводился ли аудит ГСГНУ, новый глава ведомства ответил, что нет и уже три года, как не проводился. Но до осени он дал задание его провести. На вопрос о выявлении нарушений при выдаче лицензий предыдущим руководством (в том числе и факты лоббирования интересов компаний, приближенных к Ставицкому и Злочевскому), Кащук ответил: «До моего прихода в апреле 2014 года все разрешения, выданные на афилированные структуры этих людей, были ликвидированы еще моим предшественником — Сторожем.... Было требование Генеральной прокуратуры и все договоры отменили». Сколько в целом лицензий отобрано и у кого именно, а также сколько еще могут забрать, по его словам, пока еще трудно сказать, потому что ныне над этим работает Генпрокуратура, СБУ и правоохранители.
• На рассмотрении сейчас находится 20 лицензий, рассказал Кащук. Впрочем, выставлять на продажу возвращенные лицензии в ближайшее время, вряд ли будут. Как рассказал глава Госгеонедр, аукцион по продаже лицензий на добычу полезных ископаемых состоится 17 июля. А вчера истек срок подачи документов для участия в нем. В целом государство выставляет 16 месторождений, из которых 7 — по добыче природного газа (3 участка находятся в Луганской области, остальные 4 — в Сумской, Харьковской и Полтавской). С начала года на конкурсы утвердили 50 участков, но по большинству из них еще не прошло согласование облсоветов.
Поэтому продавать есть что, но получится ли работать по-новому? Новый руководитель заверяет, что — да. Но есть но. Предыдущая власть времен премьерства Николая Азарова оставила после себя одно интересное «наследство», которое этому мешает. Речь идет о правительственном постановлении №615 от 29 мая 2011 года, которое разрешает частным компаниям с минимум 25% государственной доли в уставном фонде получать лицензии на полезные ископаемые без конкурса! Именно этот документ позволял во времена Януковича и Азарова передавать из государственных рук в частные интересные нефтегазовые месторождения. Так что же теперь с этим документом?
Постановление действует, рассказывает Кащук, но в него вносятся изменения, которые полностью нивелируют и сделают невозможным распыл государственного добра. «Ныне эта государственная доля (25% в уставном фонде. — Авт.) поднимается до 50%», — объясняет он. А почему бы просто не отменить это постановление, потому что микс частной с государственной компанией содержит коррупционный риск? Кащук убеждает, что его отменять нельзя (почему, четкого ответа не прозвучало). По его словам, в ближайшее время из постановления №615 удалят пункт, который позволяет передавать лицензию другому субъекту ведения хозяйства. Именно им пользовались, чтобы потом передать месторождения в третьи руки. «Ныне постановление находится на согласовании центральных органов исполнительной власти — в Минэкономики и Минфине. Думаю, что до конца месяца его согласуем», — объясняет Кащук.
Отменят или нет? Скоро увидим. Но почему государственный аппарат так цепляется за существование этого постановления? Объяснением может быть желание государства вместе с частными компаниями, которые имеют деньги на развитие площадей, увеличивать внутреннюю газодобычу и таким образом уменьшать энергетическую зависимость от экспорта газа из России. Впрочем, говорят эксперты, все не так просто.
• «Всех на конкурс и не придумывать велосипед. Кому отдавать лицензию — должен решать рынок: победит лучшее предложение. А государство должно разработать единые правила для всех», — говорит эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский. В противном случае, допускает он, и дальше будут находиться компании, которые будут иметь преференции в получении лицензий. И главным приобретателем будет тот, кто купит лотерейный билет вместе с государством, считает он. Кроме того, продолжает Землянский, государство должно быть в роли арбитра еще и потому, чтобы не вышло как с солнечной энергетикой: ставку сделали, власть сменилась, и теперь инвесторы думают, как быть, из чего погашать кредиты. «Правила должны быть такими, чтобы развитие проектов не зависело от смены власти», — считает он.
• Нужно перевести распределение всех лицензий в публичную плоскость — сделать электронную площадку, чтобы было видно, какие компании и какие участки разрабатывают, какие условия им предлагаются. Чтобы не было такого, что под определенные участки выписывают конкретные условия. Словом, нужно следить, чтобы недра и геологические запасы использовались с выгодой для народа Украины», — говорит эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. Можно ли это сделать в ближайшее время? Корольчук считает, что при старых условиях существования системы власти от нового руководства особо ничего не будет зависеть. «Все решалось на уровне заинтересованных ФПГ, которые занимаются добычей газа, и на уровне НАКа. Я не представляю, чтобы система координат власти сменилась так быстро», — говорит он.
Сопредседатель «Фонда энергетических стратегий» Дмитрий Марунич добавляет, что никаких кардинальных реформ по недрам не выйдет пока не утвердят новый Кодекс о недрах. «В нем предусматривается серьезное изменение методологии выдачи лицензий и существенно сокращается количество разрешений и лицензий, вводится возможная продажа лицензий на полезные ископаемые», — объясняет эксперт. А если Украина строит внутри страны проевропейский энергетический рынок, то по условиям Третьего энергопакета это постановление придется отменять, отмечает Дмитрий Марунич. «Чтобы работать на европейском рынке нужно отказаться от субсидий и преференций», — говорит он. К тому же сохранение этого постановления даже в измененном виде создает определенные предпосылки для коррупционных вещей. По мнению эксперта, конкуренцию на рынке нельзя притеснять только потому, что у государственных компаний не хватает денег на разведку и разработку собственными силами месторождений.
• По мнению Землянского, чтобы нарастить газодобычу, правительству следует действовать иначе. В частности, говорит он, КМУ должен финансово заинтересовать добывающие компании наращивать газодобычу. Ведь ныне и так правительство обязало добывающие компании продавать добытый газ на внутреннем рынке. Однако нынешняя цена экономически невыгодная, поэтому все компании не спешат заниматься добычей и удовлетворяют преимущественно свои потребности. «Стоимость газа для населения с учетом последнего повышения — почти тысяча гривен за тысячу метров кубических, а экспортная — 385 долларов за тысячу кубических метров. Поэтому это предел для заинтересованности», — считает Землянский.
Насколько реально Украина может увеличить газодобычу? «Максимально позитивный реалистичный прогноз — до 25 миллиардов кубических метров за 5 лет (без учета Крыма, потому что не понятно, как с ним быть), а пессимистический — до 20-21 миллиарда метров кубических», — прогнозирует Землянский. По его словам, увеличение газодобычи на 1 миллиард метров кубических нуждается в миллиарде долларов инвестиций.
• Вопрос Крыма, признает Кащук, сегодня действительно больной. «Есть ряд договоров о распределении продукции и о совместной деятельности по разработке шельфа Черного моря... Все инвесторы, которые хотели зайти, на большой паузе. Это касается самого большого инвестора «ЭксонМобайл»: пока еще не понятна перспектива разработки Скифского месторождения. Поэтому все в ожидании — как инвесторы, так и государственные органы», — объясняет госчиновник. Единственное, что сейчас может сделать государство, добавил он, принять изменения к законодательству, чтобы разрешить переоформление лицензий с одной государственной компании на другую государственную. «Ныне нужно делать это через процедуру аннулирования и выдачи новых разрешений. А мы столкнулись с проблемой переоформления договоров «Черноморнефтегаза» и НАК «Надра України» на другие государственные компании», — подытожил Кащук.