Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О «власти голоса»

Президенту следует поучиться у Рузвельта искусству общения со страной
18 июля, 2014 - 15:06
ФРАНКЛИН РУЗВЕЛЬТ

Газетой «День» реализован очень важный замысел: в номере от 13-14 июня опубликован материал «Чему Порошенко может поучиться у Рузвельта и Ли Куань Ю?», который подготовили журналисты Мария Юзыч и Алла Дубровык. В его основе — мнения  авторитетных украинских экспертов, которые советуют Президенту в вопросах борьбы с коррупцией и олигархо-экономикой внимательно присмотреться к опыту выдающихся реформаторов Ли Куань Ю и Франклина Рузвельта. Совершенно с этим согласен.  Каждая из этих легендарных фигур настолько масштабна и самобытна, а их влияние на историю США и Сингапура столь велико, что не попасть в плен симпатий к ним крайне затруднительно.

•  Феномен Франклина Делано Рузвельта, самого популярного и почитаемого президента США в ХХ веке, уже не один год привлекает мое пристальное внимание. Ф. Рузвельт не только придал новый импульс демократическому руководству:  он в гораздо большей степени, чем его кумир Теодор Рузвельт сделал политику своим истинным призванием. Что же  в богатом управленческом опыте 32-го президента США, кроме отмеченного в газетной публикации экспертами,  имеет еще особое значение  для успешной деятельности президента Украины Петра Порошенко? Собственно, именно это и побудило меня продолжить начатый недавно в «Дне» разговор.

Вы можете спросить: полезно ли нашему президенту это знать? Безусловно.  «Эпоха идет вперед, — сказал один мудрец, — а каждый отдельный президент начинает сначала». По-моему, он прав.

И здесь мы подошли к чрезвычайно существенной проблеме — Франклин Рузвельт установил для ХХ века стандарт эффективного взаимодействия  президента с народом. Для него ключевой момент в этом исключительно важном  деле состоял в том, чтобы растопить у людей страх, сковывающий  американское  общество  в  острой   кризисной   ситуации,   и склонить общественность на свою сторону. А без хорошо налаженных общественных связей добиться этого было невозможно. Рузвельт прекрасно понимал, что эти связи, реализуемые в первую очередь через средства массовой информации, призваны оказывать целенаправленное влияние на общественность, сознание и чувства людей в момент тяжелейшего кризиса, который стал настоящим потрясением для Америки. Общаясь с журналистами, Рузвельт никогда не уходил от поставленных вопросов, проявлял знание обстановки и объяснял подоплеку принятых решений, умел пошутить, быстро найти остроумный ответ. Ни по количеству, ни по качеству пресс-конференций с ним не мог сравниться ни один из его предшественников.

Телевидения еще не было. Франклин Рузвельт субботними вечерами беседовал со страной по радио. Он говорил о делах, о трудностях и планах. У президента была редкостная природная особенность — завораживающе искренние интонации голоса. Как лидер США, который столкнулся с двумя самыми серьезными кризисами в американской истории — «Великой депрессией» и  Второй мировой войной, Рузвельт превратил  радио в незаменимый инструмент руководства и эффективный способ общения с согражданами по всей Америке. Радио придало новый смысл известному стереотипу о публичном политике, «идущем в народ». Его внучка Анна Элеонора Рузвельт, в частности, вспоминала: «Мой дедушка не хотел, чтобы его друзей, соседей, всех американцев призывали идти  на жертвы или поддерживать его политику до того, пока они не услышат объяснений важности этих шагов непосредственно от него. И поэтому он открыто  разговаривал с ними по радио. Серию таких его выступлений продолжительностью 30-40 минут каждая вскоре стали называть «Беседами у камина». Свои радиообращения обычно он начинал в 10 часов вечера по восточному времени, так чтобы избиратели, проживающие во всех трех часовых зонах, могли спокойно настроить свои приемники после ужина.

•  Первая из таких радиобесед состоялась  12 марта 1933 года, через неделю после его вступления в должность президента. Тогда нация оказалась парализована экономическим кризисом, приведшим к краху банковскую систему США, где с 1929 по 1932 год перестали работать почти пять тысяч банков. Распорядившись закрыть все банки в стране на четыре дня, Франклин Рузвельт обратился к помощи национального радиовещания для объяснения необходимости принятия первого из важнейших законов программы «Нового курса» — чрезвычайного банковского акта 1933 года. Негромким, спокойным, разговорным тоном  президент успокаивал встревоженную нацию. Своим слушателям он в самых простых словах объяснял, какие меры предпринимает правительство, чтобы гарантировать сохранность имеющихся частных вкладов в коммерческих банках и вновь сделать безопасной для граждан США  возможность хранить свои денежные сбережения на банковских депозитах. Поверив  словам президента, американцы стали вновь возвращать свои деньги в банки. И когда в течение последовавших после радиовыступления суток количество вновь открытых вкладов в банках постепенно стало превышать количество закрытых, стало ясно, что затянувшемуся банковскому кризису пришел конец. А Рузвельт... стал героем. И даже его давний оппонент Уильям Херст не выдержал и сказал ему при встрече: «Думаю, на следующих выборах за вас проголосуют все».

•  Выступления Рузвельта по радио в огромной степени гуманизировали общенациональный эфир. Говорил он всегда на доступном языке. Как отмечал Роберт Браун, исследование текста одной из его радиобесед показало, что на три четверти он состоит из слов, которые входят в тысячу из тех, что чаще всего употребляются  на английском языке. В отличие от других президентов, которые говорили с пафосом, сознанием собственной значимости, Рузвельт, напротив, был предельно прост и демократичен. По словам американцев, он привнес в институт президентства «истинно человеческую теплоту, которой все мы так ждали», а это, согласитесь, дорого стоит.

Другая отличительная особенность отношения Франклина Рузвельта к радиовыступлениям состоит в том, что он хорошо понимал, как важно говорить медленно. Специалисты по риторике оценивают это следующим образом: «В то время как большинство выступающих по радио привыкли строчить со скоростью 175-200 слов в минуту, президент упорно, из раза в раз, замедлял темп речи до 120... а когда тема выступления была особенно важной, когда он хотел донести до слушателей всю серьезность ситуации, то говорил еще медленнее — примерно 100 слов в минуту, так чтобы смысл сказанного дошел до каждого». Какая важная цель! Ведь для Рузвельта радио стало не только политическим инструментом, но и экономическим стимулятором — рычагом борьбы со скепсисом, который собственно и лежал в основании депрессии.

•  Рузвельт — первый американский политический деятель, наладивший столь тесную связь с соотечественниками. Впервые в истории США он четыре  раза подряд избирался президентом. Была и еще одна причина, отчего Рузвельт и радио составили столь удачную пару: физическое состояние президента. Переболев в 1921 году полиомиелитом, Рузвельт оказался на всю жизнь прикован к креслу-каталке. Выражаясь его собственными словами, радио одарило физически немощного лидера нации «властью голоса». За 12 лет своего президентства он более трехсот раз садился к микрофону и говорил: «Друзья мои...»

Но можно ли говорить, что в деятельности Рузвельта не было недостатков, что все свои планы он реализовывал без сопротивления и противодействия? Ни в коем случае. «Беседы у камина» показывают, какие трудности  возникали  при осуществлении «Нового курса» — и в Конгрессе, и в Верховном Суде, и со стороны монополий, и внутри демократической партии, и во внешней политике. Но у президента США было сильное «оружие» — регулярное, конструктивное и откровенное общение с большинством американцев. Он создавал стойкое убеждение, что его правительство не противостоит народу, а служит ему — оно выполняет его волю, отзывается практическими делами на нужды и заботы людей. Такая политика  коренным образом изменяла взгляды граждан в Америке на роль власти, звала к сотрудничеству, к совместным действиям.

•  Из истории о Рузвельте много интересного можно почерпнуть. Но есть в ней  также многое, чему в Украине следует поучиться  представителям нашей правящей элиты. У политиков, ученых, специалистов возникают вопросы, что может дать ценный опыт преодоления тяжелейших последствий экономического кризиса и депрессии, обрушившихся на США в тридцатые годы ХХ века. Обращения президента Ф. Рузвельта к американскому народу по радио, как живой документ того времени, помогут в ответе на эти вопросы. Нетрудно догадаться, что  деятельность этого американского лидера имеет для нас большое значение, она во многом созвучна с теми политическими, экономическими и социальными проблемами, с которыми сталкивается Украина на протяжении последних двадцати лет.

Следуя примеру Рузвельта, наш Президент также, наверное, организует  регулярное предметное общение с украинским народом. Но не по радио, а с помощью телевидения. Собственно, Петр Порошенко  уже нам дал ясно понять, что его президентский стиль будет определяться в основном телеэфиром. Это, безусловно, выигрышный формат взаимоотношений со страной, что как нельзя лучше отвечает курсу и стратегии пятого Президента Украины «жить по-новому».  Станут ли его телевыступления, обращенные к соотечественникам  регулярными, откровенными, интересными?  Поживем и увидим.

Юрий КИЛИМНИК, кандидат философских наук, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ