Война на востоке Украины вызвала мощный патриотический порыв среди жителей Днепропетровщины. Защищать свою землю отправились добровольцами в зону АТО люди самых разных профессий — успешные предприниматели, преподаватели вузов, адвокаты и судьи. Не остались в стороне и днепропетровские журналисты. Виктор Ожогин много лет работал на руководящих должностях в Днепропетровской областной государственной телерадиокомпании. Для многих коллег стала полной неожиданностью новость о том, что он отправляется на фронт. Ни возраст, ни семейные обстоятельства не смогли изменить его решения. Журналисты Днепропетровщины, по достоинству оценившие этот мужественный шаг, взяли шефство над подразделением, командиром которого стал старший лейтенант Виктор Ожогин. Многие перечислили деньги на счет или выступили в качестве волонтеров, чтобы одеть и обуть солдат, отбывающих на войну. К помощи приобщились и однокурсники Виктора по университету. Некоторые из них, кстати, работают в «Дне».
О формировании подразделения корреспондент «Дня» побеседовал с самим командиром «журналистского» взвода.
— Виктор, почему ты решил пойти добровольцем на войну?
— Понимаешь, информация, которую постоянно слышишь по радио и телевидению, читаешь в Интернете, держит в напряжении всех нормальных людей, я думаю. Отвлечься от этого просто невозможно. И потом приходишь к осознанию того, что с таким агрессором тяжело будет справиться нашей стране. Молодые парни гибнут, а я срочную службу служил, и за плечами пять лет военной кафедры в университете. Есть какой-то опыт, и подготовка все-таки была. Поэтому, думаю, надо помочь, может, удастся сберечь жизни молодых солдат, а вместе защитим Отечество наше. Ты же видишь, первая волна мобилизации пошла, вторая, третья, так дойдет до того, что скоро все мужское население у нас выйдет защищать родину. Я ведь пошел в военкомат сразу, когда объявили первую мобилизацию, но не взяли. Сказали, что после пятидесяти лет уже списывают в запас, а мне 56. Ну, а когда Президент Украины увеличил возраст призыва, я не выдержал и пошел в военкомат. Сначала тоже «мурыжили», говорили: да вы одумайтесь, да то, да се. Но я хорошо подумал, пошел осознанно. Поэтому через два дня позвонили из военкомата и сказали: готовьтесь, даем вам день на сборы, и — вперед. Вот так я и оказался в армии!
— Как семья отнеслась к твоему решению?
— Это сложный вопрос был и для меня, и для семьи, конечно. Я долго думал, потому что ребенок маленький у меня. Старшей дочери тридцать, а младшей — три годика и девять месяцев скоро будет, в сентябре. Сына нет, но если бы сын был, то он бы уже служил. А поскольку нет, то кто-то же должен защищать моих дочерей, мою семью?! Конечно, жена немножко возражала. Но они уехали на море, а я пошел в военкомат. Потом потихонечку начал готовить их. Не говорил сразу, а объяснял, что ситуация такая, родина зовет на помощь, поэтому я должен уйти на службу. Вот и служу сейчас! Старшая дочь у меня вообще молодец, патриот. Жена и младшая дочь тоже приняли мою позицию и понимают, что я сделал правильно. Так что вопросов уже не возникает, наоборот, они помогают мне. На работе за мной сохранили зарплату, и государство будет платить как офицеру — карточку я оставил семье. Мы жили в гражданском браке, поэтому я договорился, чтобы нас за пару часов расписали. Все как-то времени не было, а тут ребенок маленький, надо было все упорядочить.
— На какую должность тебя назначили?
— Я командир взвода в Национальной гвардии Украины. В моем взводе только я из Днепропетровска, а остальные ребята из Покровского, Васильковского, Пятихатского районов нашей области и еще примерно половина из соседней Полтавщины. Хорошие хлопцы, работяги. У всех среднее или среднее техническое образование. С высшим образованием только я — командир взвода. Половина взвода состоит из добровольцев, а половина — призвана в армию военкоматом. Я считаю, хороший взвод по составу, ровный, мажоров нет. Люди пришли такие, которые, действительно, хотят защищать Родину.
— С какими трудностями пришлось столкнуться в армии?
— Трудности, действительно, есть. Мы две недели боевую подготовку проходили, а нам все это время с горем пополам обмундирование выдавали. То этого нет, то того, то размеры не подходят. Сразу скажу, журналисты Днепропетровщины, друзья, бывшие однокурсники, что особенно меня тронуло, узнав, что я ушел в армию, начали помогать. Счета пооткрывали, волонтеров нашли. На сегодня мы почти всем обеспечены, не хватает только шести бронежилетов и каски пока не все, но они уже заказаны. Потому что без каски на фронт нельзя. В армии этого нет, ну, раз не дали — значит, его нет. Оружие выдали, а вот со всем остальным... Поэтому собираем по крупицам, получается, что у нас, действительно, народная армия. Кстати, форму должны были выдать по два комплекта, но пока — по одному. Кто-то доставал, кому-то купили или родственники привезли на «сменку». Одной формы не хватает, ведь приходится постоянно рыть окопы. Прежде всего, я учу ребят окапываться. Нужно уметь защитить себя от артиллерийских обстрелов — от мин и системы залпового огня «Град».
— Куда вас собираются направить?
— Это знает только высшее начальство, но то, что нас отправляют в зону АТО, — это однозначно. С этой недели первые люди начинают уходить, но по ротам. Наша рота первая по списку. Ротация нашим войскам очень нужна. Люди, которые там находятся, уже не могут воевать в таких тяжелых условиях — без воды, без нормального питания, без отдыха. Сам понимаешь, им непросто, судя по сводкам, которые приходят из зоны АТО. Многие батальоны несут потери, и приходится туго нашим ребятам. Поэтому понятно, что надо их менять, дать отдохнуть, ну, а потом и нас заменят, дай Бог. Моя задача — защитить родину и вернуться живым вместе со своим взводом.
— Какие настроения в армии, ведь только что было подписано соглашение о прекращении огня?
— Естественно, никто не хочет убивать и попадать в мясорубку, но мы все понимаем, куда идем. Ни у кого нет никаких панических настроений, все готовились к самому худшему и готовы воевать. Пусть будет перемирие, но все равно без нас не обойдутся. Ведь сто километров государственной границы открыты и ее надо закрывать, как-то защищать. Нам работа найдется в любом случае. О перемирии нам пока не объявляли, всех отпустили домой, остались в части лишь дежурные, наряд, караул, а остальные ушли домой. Потому что уже уходим в зону АТО. Надо попрощаться, какие-то теплые вещи взять, ведь лето закончилось. Хочу сказать, что каждый день пытаемся следить за новостями, в основном с помощью мобильных телефонов. Телевизор -один на всех, но слишком много людей, чтобы что-то посмотреть, да и времени практически нет. Смотрим, в основном, вечерние новости. Конечно, пытаемся узнать, что там происходит. Бывшие коллеги помогают чем могут, передают газеты, и наш взвод назвали «журналистским». Ребята согласны, они не возражают против такого названия, раз журналисты взяли шефство. Передай большое спасибо главному редактору газеты «День», моей однокурснице Ларисе Ившиной, а также ее заместителю Анне Шеремет за то, что они перечислили нам деньги. И всем другим журналистам передай огромный привет от нашего взвода. Слава Украине!
КОММЕНТАРИЙ
Наталья БАБАЧЕНКО, пресс-секретарь Днепропетровского горсовета:
— Когда мы приехали в лагерь, где тренируют солдат, то увидели, что они очень молодые, некоторые — просто — дети и, к тому же, «голі й босі». А ведь их отправляют на войну. Государство, по сути, дало им только оружие — автоматы. Я смотрю и хочется плакать — у них элементарных вещей нет. За это время мы успели привезти термобелье, восемь пар берцев, защитные футболки на весь взвод. Смогли купить карематы, поскольку спать им придется на земле, а также куртки-дождевики прорезиненные. Хорошо, что успели купить аптечки и санитарную сумку с медикаментами на роту, шины на случай переломов, обезболивающие препараты. Хотим еще купить наколенники и налокотники. Привезли также чай, печенье, сигареты, туалетную бумагу, питьевую воду и многое другое. Солдаты просили много батареек, потому что им пообещали тепловизор — прибор ночного видения, который позволяет заметить противника в темноте. Но самое главное, не весь взвод обеспечен бронежилетами и касками, а без этого никак нельзя. С бронежилетами ситуация совсем непростая. Импортные, которые хорошо защищают, — очень дорогие. Наши, четвертого класса, вроде бы достаточно надежные и намного дешевле — около двух тысяч гривен, но такие тяжелые — весят шестнадцать килограммов. Надеюсь, что когда мы все найдем и купим, то отвезем если не в лагерь под Днепропетровском, то в зону АТО. Будем и дальше держать связь с «журналистским» взводом.
Благотворительный счет для помощи взводу:
Карточка ПРИВАТБАНКА
5457 0923 0329 2472
Токарь Лариса Валентиновна