Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Жмите на тормоза, господа!

Что сегодня происходит с театрами в Луганске и Донецке
10 октября, 2014 - 17:18
11 ОКТЯБРЯ ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ УКРАИНСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ОТКРЫВАЕТ НОВЫЙ СЕЗОН СПЕКТАКЛЕМ «ЖЕНИТЬБА» ПО ГОГОЛЮ (РЕЖИССЕР ОЛЬГА ГАВРИЛЮК ПОСТАВИЛА КЛАССИКУ КАК ЭКСЦЕНТРИЧНОЕ РЕАЛИТИ-ШОУ) / ФОТО ИЗ АРХИВА ТЕАТРА
АННА ВЕСЕЛОВСКАЯ

Одна из моих знакомых, лично зная о сложности пертурбаций постсоветского пространства, созерцая наше тревожное житье-бытье, заботливо предупредила: реформы в культуре будут последними, нужно дождаться пока придут настоящие менеджеры и только тогда что-то начнет изменяться. Смутившись от услышанного, я набралась терпения и начала ждать, время от времени выкрикивая в никуда предложения типа «Как нам реорганизовать Рабкрин».

Терпение, понятное дело, иногда лопалось. То ли становилось известно, что по коридорам руководящих учреждений культуры благополучно бегают все те же седобородые карлики и длинноногие парни, которые годами, жали на тормоза стагнации и деградации всего чего только возможно в украинском искусстве. Или что бюджет воюющего государства продолжает поддерживать причудливые исследования типа «я и моя семья в искусстве», или что табу, наложенное Кабмином на финансирование фестивальных празднований, имеет исключения, причем не обусловленные ни сверхвысокими эстетическими качествами, ни общегосударственным общественным значением представленных спектаклей. Какое-то, по-видимому, бельмо на глазах тех, кто должен был бы публично реагировать на то, как руководитель одного из крымских театров, обремененный украинскими орденами и почетными званиями позволяет публичное линчевание украинского режиссера, который осмелился вместо колорадской ленты одеть желто-синюю, думалось мне. И что-то не то происходит на нашем культурном поле, если даже никто не заметил, как практически все актеры Крыма мгновенно, под угрозой потери работы, стали членами Союза театральных деятелей России.

Отдельной болью, которая заставляла всегда мысленно нашептывать «Эй, Вы там наверху!», было восемь коллективов из Донецка и Луганска, два из которых имеют высший статус художественного учреждения Украины — Национальные. Никто не вспоминал об этих театрах, руководители которых, не получая из Киева никаких указаний, действовали на свое усмотрение: кто-то спрятался в бессрочном отпуске, кто-то репетировал в обезвоженном Луганске будущие спектакли, а кто-то напрасно надеялся на лучшее. Уникальные большие театральные здания «Донбасс Оперы» и драматических коллективов, только что отреставрированный Донецкий театр кукол и сказочный дом луганских кукольников, как бы притихли: а вдруг их не заметят те косноязычные нахальные бородачи, которые бряцают оружием в полсотни метров от украинской Донецкой муздрамы.

Единственный на многомиллионный донецкий край Национальный украинский музыкально-драматический театр еще до июня показывал спектакли, среди которых была и недавняя премьера «Сліпого» по Т. Г. Шевченко, профинансированная Минкультом. В репертуаре этого же коллектива, заряженном когда-то на успешную творческую работу долголетним художественным руководством Марка Бровуна, который несколько лет назад ушел из жизни, сохранялась одна из лучших современных сценических версий пьесы «Мина Мазайло» Н. Кулиша режиссера Игоря Матиева. Рядом другой Национальный театр — особая гордость донетчан «Донбасс Опера», чей спектакль «Летучий голландец», поставленный группой из Германии, имел беспрецедентно успешный гастрольный тур по Украине и художественным сообществом был воспринят как начало реформирования отечественного музыкального театра.

Еще несколько месяцев назад у их руководства теплилась надежда на начало нового театрального сезона, а спектакль «Наймичка» по Т. Г. Шевченко Донецкого театра кукол даже был заявлен в программе киевского фестиваля «Премьеры сезона». Но впоследствии всем, кто интересовался театрами из Донецка и Луганска, потому что не раз видел их спектакли, знал лично режиссеров, актеров, стало понятно — нужно срочно спасать творческие коллективы. Распыленные по всей Украине и загранице театральные труппы необходимо было немедленно собирать в другом месте и начинать работу — без декораций, костюмов, цехов, на одних стульях, как бывало в войну, чтобы артисты занимались творчеством, необходимым людям, истощенным пропагандистским безумием.

О своих скитаниях артисты-беглецы из террористического парадиза, о том, как им, способным и вдохновенным, отказывали и отказывают в относительно благополучных, не затронутых войной театрах Украины, а поэтому они вынуждены грузить вагоны, подрабатывать в ресторанах или вообще скитаться без работы, вероятно, сами они когда-то сыграют документальную драму. Сегодня же буквально все, кто знает эти истории из первых уст, задают друг другу один вопрос: почему никому из киевских чиновников не пришло в голову, что украинская муздрама могла бы временно поселиться в освобожденных от оккупантов городах, где большие театрально-концертные помещения, даже с настоящим вращающимся кругом, и где до сих пор не было стационарного украинского театра? Почему хорошо известный в мире донецкий балет не может принять одна из концертных площадок Киева? Ведь самое ценное достижение донецких и луганских театров — не сооружения, в которые вложены миллионы украинских гривен, а преданные Украине артисты со званиями и без званий, готовые работать вместе или в других труппах.

Действительность начала октября такова, что два национальных театра открывают новый сезон под крышей террористической организации ДНР! Впрочем, болезненные эмоции по этому поводу словно пружина выжимает проблема реформирования театрального дела в Украине в целом. Ведь финансовая поддержка со стороны государства творческих коллективов с конкретными художественными программами, актуальным репертуаром и мобильным творческим составом, а не зданий с колоннами, наполненных чем угодно, сделала бы даже формально возможным существование донецких национальных театров в «эмиграции». Ныне же нищенский бюджет на культуру так и продолжает окроплять не творческие инициативы, а десятилетиями действующую неэффективную систему, которая не предусматривает ни открытых конкурсов, ни грантов на постановки, ни постоянного обновления творческих составов.

Пора желтых листьев опять рассказывает о том же, что и год и два перед этим. Под эгидой Министерства культуры проходят, как всегда, полдесятка театральных фестивалей, среди которых такие, чья афиша элементарно не отвечает их программным задачам. По крайней мере, на «Вересневих самоцвітах» в Кировограде не было ни одного спектакля по произведениям украинского драматурга-корифея, а на фестивале сценических первопрочтений «Коломийські представлення» — единственная новая инсценизация «Нації» Марии Матиос.

Кажется, за этим всем кроется какая-то чиновничья игра в «недотрогу». Притихшие от сокращенного финансирования театры думают лишь о том, как им избежать серьезных изменений, ибо наполнив реями кунями афишу, они как-то перезимуют. С другой, министерской стороны, со страхом созерцают, как бы вся эта советско-постсоветская театральная система просто не завалилась, потому что тогда действительно придется что-то кардинально реформировать.

Стопроцентно права была моя знакомая: наберитесь терпения и, возможно, мы что-то таки увидим или небо в алмазах, или театры в руинах!

Анна ВЕСЕЛОВСКАЯ, театровед, доктор искусствоведения, профессор кафедры театроведения Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. И.К. Карпенко-Карого
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ