Он поставлен по пьесе греческого драматурга Димитриса Псафаса (руководитель Михаил Резникович). Это уже второе обращение Театра русской драмы к этому материалу. Но в первом, в 1963 г., написанная в 1953-м остросоциальная «комедия положений» не вызывала у зрителей особенных эмоций, так как тема на то время была совсем неактуальна. Совсем другое дело — сегодняшний Киев. И хотя автор греческий, герои тоже оттуда, и, как неоднократно напоминается в пьесе, «эта история случилась давно, в другое время и в другой стране», но почему-то именно нам до боли она знакома! Да потому, что главная ее героиня — ложь, пронизавшая все сферы жизни. Более того, пьеса, а за ней и спектакль, подчас в фарсовой форме показывает две стороны этой «валюты»: сначала врем, а потом за это платим.
В начале спектакля — идиллия, празднование «молодой командой» победы шефа — Теофилоса Ферекиса (Виктор Алдошин), избранного на выборах депутатом парламента. Наконец-то можно отдохнуть на вершине Олимпа! Но очень скоро наступает момент, когда «надо отвечать за предвыборный «базар». А отвечать нечем, потому что обещанное невыполнимо. И в воздухе зависает мысль о новой спасительной технологии — найти помощника, который бы смикшировал предвыборную ложь депутата. Тут же мысль материализуется в подобного профессионала. Как говорится в спектакле — «он сам себя назначил». «Ну и ловкач!» — сразу же оценили Тудороса Параласа (Максим Никитин), предложившего свои услуги. Он гордится таким умением и на протяжении всего спектакля излагает целую философию лжи: «лжец — это профессия для особых поручений», «я, Тудорос, лжец с талантом, верю в то, что я вру». Он уверен, что на выборах можно обещать до абсурдности: «слепые прозреют, глухие услышат, старые омолодятся и будут жить вечно»... Но самое удивительное, что верят! А сам Тудорос считает, что этим «он дает людям надежду», и «долг народа — рукоплескать и голосовать!» А научился он этой профессии на многих поприщах, в том числе работая журналистом, где нужно квалифицировано врать (автор пьесы Димитрис Псафас начинал как журналист-фельетонист, оттуда и острота тем его пьес).
Роль классического плута и прохвоста, веселого и находчивого, попадающего в каверзные ситуации и с ловкостью выходящего из них (Труффальдино, Фигаро, Фадинар, Хлестаков), считается бенефисной. Для актера Максима Никитина она стала презентационной, ведь ранее у него не было подобной весомо заметной работы. Конечно, в его герое предполагаются яркие краски, без особых полутонов, но он обаятелен и убедителен. Актер не пережал, не перекричал, недопрыгнул и... победил.
Спектакль подсказывает нам и то, что ложь заразительна, как вирус. Секретарша депутата Пипица (Елена Тополь), клявшаяся поначалу, что никогда не сможет обманывать, научилась этому очень быстро. А для самого депутата Тудорос стал просто незаменим. Как бы в оппозиции к «специальному помощнику» лишь жена депутата — Дженни (Наталья Доля). Она решила разоблачить вруна его же оружием — ложью. Наталья Доля, переигравшая в театре много разных героинь, в этой роли добавила едкую ироничность.
И вот начинается поединок, в результате которого Тудорос сам себя перехитрил, а правда стала неправдой! Даже пойманный на месте преступления, он врет и изворачивается. Дабы выйти из достаточно щекотливой ситуации, надо сказать... правду. Но для кого-то она снова-таки ложь, и круг замкнулся...
Режиссер Олег Никитин, затеяв комедию-фарс, не дает зрителю передохнуть, вертя героями в круговороте суеты и хаоса, порожденном ложью. Ведь если остановиться, то будет возможность и разобраться, кто есть кто.
Достаточно органично воспринимается в спектакле использование музыкальных номеров из репертуара Андрея Миронова, которые точно характеризуют Тудороса, родственного его веселым героям — пройдохам. Сценография (Елена Корчина) необычайно лаконична и при этом точна. Преобладает графический стиль с намеками на греческую культуру с «говорящими» рисунками а-ля античный мир (в этом не только указание на место действия пьесы, но и на древность проблемы). На них в начале этой истории греки-олимпийцы бегут в одну сторону, во второй — в противоположную. А знаменитый афинский Акрополь, изображенный на заднем фоне сцены, на протяжении спектакля разрушается прямо на наших глазах...
По большому счету «Требуется лжец!» — своеобразный спектакль-моралите — вышел очень вовремя (накануне парламентских выборов), а если учесть, что выборный процесс в нашей стране уже стал хроническим, то этому спектаклю, даже без учета его профессиональных положительных качеств, уготована длинная жизнь...