Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В школы возвращается допризывная подготовка

«День» разыскал удачный пример ее преподавания
13 ноября, 2014 - 10:31

Указ Президента о возобновлении в школах военной подготовки для юношей несколько озадачил педагогов. С одной стороны, последние годы в школах читается предмет «Защита Отчизны», который и является, по сути, допризывной подготовкой подростков. Другое дело — имеются ли в виду под указом кардинальные изменения в содержании и форме этой дисциплины? Если вспомнить так называемое «ДПЮ» лет десять назад, то юноши от урока, который ставили обычно восьмым или седьмым по расписанию и который проводил учитель труда, старались любым способом отказаться. Не видели смысла в том, чтобы учиться построению, шагать маршем и тому подобное. Разумеется, война на Востоке страны вносит коррективы и в систему обучения — и теперь владеть определенными азами военной подготовки в непростое время не помешает.

Указ этот появился вместе с решением СНБО о повышении уровня обороноспособности страны. Правительству поручено «обеспечить возобновление начальной военной подготовки в общеобразовательных учебных заведениях». Суть будущих инноваций не разъясняется, но если уже менять что-то, то руководители школ видят здесь несколько моментов: учебные заведения должны сотрудничать с военными частями и военными училищами, чтобы дети могли собственными глазами увидеть военную технику, разобрать или собрать автомат, а преподавать эту дисциплину должны патриотичные современные военные, с которыми можно пообщаться на важные темы.

По мнению Георгия Касьянова, директора БФ «Институт развития образования», так или иначе новый предмет для школьников должны разрабатывать специалисты, и в результате он должен быть не советского типа. «Военная подготовка должна быть, как это ни странно выглядит, гуманистически направленной. События, которые сейчас происходят на Востоке, общая ситуация в стране подтверждают необходимость и потребность в том, чтобы люди, которые выходят в самостоятельную жизнь, имели определенный набор базовых навыков и умений, которые просто спасут им жизнь», — говорит Касьянов.

Еще одно опасение у учителей связано с тем, чтобы за военно-патриотическим воспитанием, которое будет пропагандироваться в новой дисциплине, не скрывалась пустая болтовня. Юрий Шукевич, председатель Ассоциации руководителей школ г. Киева объясняет, что эти предметы и эти же термины использовались на территории Донецкой и Луганской областей, в Крыму, которые нынче оккупированы.

— Но оказалось, что это не сработало. И кто преподает «Защиту Отчизны»? Нужно школы обеспечить в первую очередь патриотичными офицерами, которым надо дать право преподавать, а не ветеранам Второй мировой войны, которые рассказывают басни о подвигах и называют эту войну Великой отечественной, что не практикуется сейчас в Европе, — говорит Юрий Шукевич. — Должны быть и военно-патриотические игры, которые нужно потихоньку разрабатывать и внедрять. Игра в казаков Запорожской Сечи, на мой взгляд, не прижилась на большинстве территорий Украины. Поэтому нужно кому-то подумать, какие военно-патриотические игры интересны современным школьникам. В нынешнем предмете «Защита Отчизны» тем много — от изучения устава ВСУ и медико-санитарной подготовки до гражданской защиты населения. Ведь у нас нет мощной системы гражданской защиты. Очень много на бумаге написано, но в каждой школе есть угрозы не только от военного нападения, а, например, киевские школы могут пострадать от выбросов хлора из завода «Оболонь», и куда детям нужно прятаться в таком случае — многие не знают. К этому нужно серьезно относиться и проводить нормальные, а не формальные учения.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ