С исполнительным директором Международной организации The News Media Coalition Эндрю МОУДЖЕРОМ (Великобритания) я познакомился в автобусе по пути из Борисполя. Впрочем, если бы не водитель (который не знал английского языка), я бы не взялся переводить гостю украинские цены на проезд, и никакого знакомства не состоялось бы.
Это был первый приезд господина Моуджера в Украину. Целью его визита стало участие во Всемирном газетном конгрессе, о котором «День» сообщал неделей раньше («Изменяются только инструменты. Задача журналистики — быть опорой демократии — неизменна», № 159-160 от 07.09.2012 и «Свобода слова — это свобода не журналистов, а граждан, интересы которых отстаивает свободная пресса», № 156 от 04.09.2012).
Организация, которую возглавляет Энди Моуджер, отслеживает ограничение деятельности журналистов, которые освещают разнообразные события, включая и спортивные. До основания The News Media Coalition господин Моуджер в течение 17 лет работал уголовным репортером The Times.
— Журналист — это любознательный человек, требовательный к себе, делающий все возможное, чтобы оставаться объективным, — говорит Энди Моуджер. — Но ныне существует разрыв между событиями и масс-медиа, который углубляется из-за роста популярности Интернета, а также потому, что телерадиокомпании продают права на просмотр новостей онлайн. Таким образом, есть свободные медиа, которые вынуждены бороться за то, чтобы найти себе место.
— Ныне интернет-сайты популярных газет начали использовать опцию платного контента. Как вы оцениваете это? Имеет ли такая инициатива будущее?
— Когда медиа прибегнули к таким механизмам, количество пользователей резко упало. В некоторых случаях посещаемость снижалась на 75 —90%. Обнадеживает то, что медиа вводят только частичный контроль за своим контентом, а это возвращает определенное количество читателей. С другой стороны, есть основания для позитивных надежд по двум причинам. Во-первых, сама аудитория готова платить за онлайн контент. Во-вторых, есть надежда, что нынешний динамический разрыв станет крепкой финансовой основой для журналистики в будущем. Масс-медиа не смогут выполнять свою работу должным образом без финансовой стабильности, к тому же и общество должно их признавать. Для того, чтобы журналистика ежедневно была солидной, расследовательной и критичной, нужно много денег. Мир Интернета, представленный онлайн журналистами, блогерами, служит хорошей основой для этого, однако ему не удается пока еще воспроизвести всю мощь новостийных редакций.
— Как часто журналисты в Великобритании сталкиваются с проблемой свободы прессы и ограничением их деятельности?
— Довольно часто. Например, спортивные редакторы часто рассказывают мне, что их журналисты борются за возможность сделать интервью со спортсменами, которые ограничивают свои встречи с медиа. Иногда журналистам позволяется посещать пресс-конференции, на которых диктофон и камера запрещены. Поэтому действительно существует много ограничений, налагающихся не только на тех журналистов, которые пишут на спортивные темы, но и на тех, кто освещает развлекательные темы.
— Как можно разрешить эту проблему?
— Как общество, мы должны понимать всю важность независимых и свободных медиа. Если это будет понятным для социума, то и власть поймет, что она должна защищать интересы журналистов и что медиа должны иметь возможность свободно создавать новости. The News Media Coalition как раз и борется за то, чтобы медиа были прибыльными и пользовались уважением в обществе.
— Перед Евро-2012 Би-Би-Си отсняла скандальный сюжет с футболистом Солом Кемпбеллом, который призывал британских болельщиков не ехать в Украину, иначе они «могут вернуться в гробу». Как в вашей организации отреагировали на такого рода «журналистику»?
— Мы не впутывались в эту историю. Но наши принципы понятны: в обществе журналистика ценится больше всего тогда, когда она фактологичная, объективная, тщательная и основывается на принципах качественных медиа. Впрочем, всегда есть искушение взять один факт и построить вокруг него историю. Тогда обязанность редакторов — следить, чтобы контент, который они производят, не превращался в пропаганду. А когда речь идет о событиях, происходящих за рубежом, существует большое искушение воспроизводить сплетни, не делая при этом надлежащей журналистской работы. Так могло произойти и в случае с Солом Кемпбеллом.
— Давайте вспомним скандал с газетой Мердока The News of the World, журналисты которой использовали незаконные методы сбора информации. Как, с вашей точки зрения, можно положить конец подобным вещам?
— Эта ситуация обусловлена, прежде всего, высокой конкуренцией: рост интернет-аудитории требует от журналистов большей оперативности. А рост популярности социальных сетей, в частности Twitter, оказывает огромное давление на журналистов. Но ничем нельзя оправдать то, что информация получена незаконным путем. Очень важно, чтобы редакторы и медиа-собственники понимали это. А для журналиста важно быть подготовленным к любым вызовам. Есть много случаев, когда молодым медийщикам недоставало мудрости и силы воли, чтобы работать должным образом и говорить иногда своим редакторам твердое «нет».
— Несколько лет назад два британских журналиста написали книгу «Лондонград», в которой рассказывается о российских олигархах, эмигрирующих в Лондон из России. Одна из причин их заинтересованности именно в Британии — это открытое и честное правосудие. Недавно закончилось скандальное судебное дело между Березовским и Абрамовичем. Привыкли ли в Британии уже к российским богачам, которые постепенно начинают инвестировать в британские медиа?
— Англичан волнует участие российского капитала в британском бизнесе, в частности в медиа-бизнесе. Но сегодня он уже не составляет большой проблемы. С другой стороны, отрадно, что вокруг есть деньги, которые могут быть вложены в британскую прессу и журналистику. Важно также и то, что британские редакторы очень сильны морально, чтобы держать планку и стандарты журналистики, чего от них и ждет аудитория. Британское общество не хочет видеть конвертации денег в политический капитал с помощью газетных страниц. Впрочем, иностранное финансирование не отражается на редакционной политике газет Британии, поэтому я не думаю, что это является какой-то угрозой.
— Недавно Великобритания активировала «список Магнитского». Как, с вашей точки зрения, это может отразиться на отношениях между Лондоном и Москвой?
— Будучи частью международного сообщества, британские дипломаты постоянно ищут подходы к российскому правительству и напоминают ему о важности соблюдения прав человека. Британские СМИ являются краеугольным камнем свободного общества, и я думаю, что мы также хотели бы увидеть улучшение ситуации со свободой слова в России. То же мы ожидаем и в области прав человека.
— Какие у вас впечатления от общения с украинскими журналистами?
— Украинские журналисты четко идут путем цифровой революции, а также используют технологические возможности значительно успешнее, чем во многих других странах. Однако, фиксируясь на технологиях, не следует забывать о важности свободы высказываний и фактажа — тех постулатов, которые стремится защищать наша организация. Поэтому я хотел бы призвать украинских редакторов работать в таком же русле и в дальнейшем: переходить к новым бизнес-моделям и помнить при этом о фундаментальной роли журналистики в демократическом обществе.