Поляки убеждены, что для строительства хороших дорог необходимо две вещи — очень хороший проект и финансирование со стороны ЕС. В течение последнего десятилетия Варшава успешно совмещает эти факторы и уверенно развивает свои автодороги. Во время пресс-тура в Польшу, корреспондент «Дня» смог убедиться, насколько далеко продвинулись поляки в дорожном деле.
• Строительством автодорог занимается Генеральная дирекция национальных дорог и автострад Польши (ГДНДА) — аналог нашего Укравтодора. Ее спикер Ян КРИНИЦКИЙ рассказывает, что более чем 10 лет тому назад Польша начала получать финансирование от ЕС на проекты инфраструктуры. Но до этого польское правительство разработало очень сложный проект по развитию автодорог, чтобы дороги были хорошими и безопасными.
По словам Яна Криницкого, к строительству дорог также привлекли частные фирмы, поскольку «если предоставить контроль за дорогами одному оператору, монополисту, будет очень плохо для Польши». До 2037 года эти автодороги будут находиться в собственности частных компаний. Это делается для того, чтобы они могли возместить средства от строительства. После этого дороги передадут «в надлежащем состоянии в государственную собственность».
Уже в начале поляки понимали, что некоторые из магистралей будут платными. В настоящее время в Польше три отрезка платных дорог — А1, А2, А4. Конечно, если водители не хотят платить деньги за комфорт, то можно воспользоваться бесплатными, но менее удобными дорогами...
• Представитель Генеральной дирекции Мацей ЗАЛЕВСКИЙ подчеркнул, что в Польше платными являются именно «принципиальные дороги». «Когда речь идет об оплате, то берется во внимание конфигурация машины, учитывается разрешенный вес. Для частных автомобилей — это 2,5 евро за 1 км. Водители грузовиков платят большую цену за проезд по этим дорогам, поскольку для них действуют другие критерии. В частности — максимально разрешенная масса и вид двигателя этого авто. Для грузовиков цены могут варьироваться между 8,5—12 евро за км», — рассказал пан Залевский. Он добавил, что польские автомобилисты понимают и хорошо относятся к дорогам «наивысшего сорта», поэтому какого-то сопротивление со стороны поляков относительно практики платных дорог не было. Для того чтобы проехать по одной из этих дорог, водители могут оплатить за проезд либо на месте, либо через интернет, либо смс-сообщением.
• Во время пресс-тура журналисты также побывали в Центре управления движением (ЦУД), который занимается мониторингом части автострады А2. Директор Центра Томаш ЯНИКОВСКИЙ рассказал, что это учреждение отслеживает ситуацию на дорогах. Благодаря специальным электронным табло, Центр может без промедления сообщать водителям о погодных условиях, а также о любых других важных обстоятельствах. Специальные камеры, которыми оборудован этот участок дороги, фиксируют все инциденты, нарушения ПДД, а рабочие Центра сразу же информируют об этих случаях полицию. Кроме того, водители также могут связываться с ЦУД, чтобы сообщить об авариях. В настоящее время в Польше функционирует три таких центра. Второй следит за дорогой А4 в объезд Вроцлава. Третий следит за движением в тоннеле между городами Бельско-Бяла и Живец.
• По словам Мацея Залевского, ЦУРы пока работают как пилотные проекты. Центр, который показали журналистам, работает с момента открытия секции дороги между Стриковым и Конином, ему немногим более пяти лет. В будущем планируется построить больше таких учреждений. Поскольку они будут «руководить важными маршрутами перевозок — как национального, так и международного значения». «Этот центр играет важную роль в поддержке безопасности на дорогах. С одной стороны, мы можем наблюдать за многими водителями, которые ведут себя рискованно. С другой, это также повышает осознание того, как следует вести себя на дороге и среди водителей. Более того, работу этого центра можно назвать пассивной безопасностью. Мы поддерживаем постоянный контакт с метеорологическими станциями и можем сказать, что если температура падает, то повышается влажность и это делает автодороги опасными. Поэтому мы можем таким образом предотвращать аварии, информируя водителей об условиях.
• Кроме сверхсовременных дорог для автомобилей, Польша может гордиться и дорогами для... животных. Поляки очень серьезно относятся к проблемам окружающей среды. Поэтому в Польше есть специальные дороги для того, чтобы животные не выбегали на автострады и беспрепятственно и безопасно могли переходить через магистрали. Это, в частности, тоннели под магистралями и всевозможные переходы под и над дорогами для животных любых видов и размеров. По словам Яна Криницкого, люди также занимаются мониторингом этих дорог, чтобы понять, привыкли ли к ним животные. Он также добавил, что проезд по этим дорогам любым персональным транспортом — велосипедом или мотоциклом — запрещен.
• Европейский союз профинансировал польские проекты дорог и предоставил Варшаве 10,37 млрд. евро. Как заверяют в ГДНДА, это фактически покрыло 80% расходов на строительство. «Очень важно подготовить хорошие документы и проекты для ЕС, чтобы получить деньги. Рецепт прост — сделать эффективный проект для всей инфраструктуры вашей страны. Если Украине нужна какая-то помощь, мы готовы поделиться своим опытом в подготовке подобных проектов и в частности тем, что следует делать, чтобы добиться такого же успеха, как Польша», — отметил Ян Криницкий. Кто-то из украинских журналистов пошутил: «Это у нас только в Укравтодоре все пропадает...». Пан Криницкий также добавил, что подобный подход — хорошая возможность для того, чтобы улучшить всю инфраструктуру страны. «Если вы тратите деньги на дороги, это будет хорошо для всей страны и ее экономики, поскольку позволит получать деньги другими путями», — отметил он. Спикер ГДНДА также говорит, что без денег ЕС Польше «было бы сложнее достичь такого результата. Это для нас очень важно, поскольку половина наших дорог построена на финансирование ЕС». Тем временем о коррупции не приходится говорить, поскольку контроль за средствами, которые поступают на дороги, осуществляется из двух столиц — Варшавы и Брюсселя. В польском правительстве есть специальный отдел, который следит за всеми проектами, касающимися инфраструктуры, — Центр транспортных проектов. А без мониторинга и отчетности перед ЕС вряд ли Польша или другие страны ЕС могли бы получать средства на свои проекты.
Автор выражает благодарность Посольству Польши в Украине, а также Генеральной дирекции национальных дорог и автострад Польши за содействие в этой поездке.