Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Большой бизнес не бывает без политического сопровождения»

Отважится ли Украина ограничить ввоз российских авто на свою территорию?
13 сентября, 2012 - 11:48
ФОТО АВТОРА

В Украине все более ощущается дыхание глобального финансового кризиса, самое время создавать внутренний рынок и поддерживать своего производителя. Этой задаче и было посвящено всеукраинское совещание по вопросам поддержки реального сектора экономики, которое проводил в Днепропетровске Президент Виктор Янукович, одновременно решая также вопрос власти в связи с приближающимися парламентскими выборами.

Не без связи с ними он напомнил собравшимся чиновникам и промышленникам, что в Украине сегодня 3,6 миллиона пенсионеров живет за чертой бедности. «Мы должны, как минимум, выйти на уровень социального обеспечения стран со сравнительной экономикой, наших соседей, — сказал Президент и резюмировал: — Мы должны ликвидировать отставание и должны решить этот вопрос».

Кабмин в Днепропетровске зачастую выглядел, как мальчик для битья. Почему в стране до сих пор нет документа, определяющего государственную промышленную политику? — Создать! Китай дал нам кредит для замещения газа углем и на строительство пяти заводов по газификации угля. А где их строить — еще не решено. Рассмотреть немедленно! А как обстоят дела с совместными с Россией предприятиями? «Очень много у нас разговоров, но с места мы так и не сдвинулись. Но уже пора принимать решение», — указал Президент.

Совещание, конечно, не было выступлением одного актера. Свою партию попытался сыграть также и министр экономического развития и торговли Петр Порошенко. Он заявил, что Украина может защитить национального производителя, применив утилизационный сбор наподобие введенного Россией. Однако для этого необходимо преодолеть сопротивление автоимпортеров, сказал Порошенко и затем добавил: «Мы можем и должны немедленно принять и выпустить проект постановления и закон». При этом ему пришлось объяснить, что соответствующее постановление Кабмина было принято еще неделю назад, но из-за активного сопротивления оно до сих пор не обнародовано. «Я прошу помощи, господин Президент», — сказал министр.

И тут произошло что-то не совсем понятное, похоже, Президент, как говорится, просто вышел из себя. «Плохому танцору всегда что-то мешает, — не без издевки сказал он. — Что вы рассказываете и кому вы рассказываете? Я вам головы поотрываю, очень скоро, сразу после выборов, если вы будете рассказывать и не делать. Я об этом сказал премьер-министру и сегодня вам говорю, всем остальным, кто сидит здесь в первом ряду. Полтора месяца осталось. Хотите играть в политику — поиграете в политику. Рассказчики». «Ну что ж, спасибо. Будем действовать без вашей помощи», — отважно отпарировал Порошенко.

Участникам этого диалога (в отличие от автора этого текста, да и, наверное, многих читателей) тут все понятно. А нам придется разбираться и строить версии. Почему Янукович не захотел поддержать Порошенко и перевел стрелки на политику? Президент за постановление, о котором говорил Порошенко, или против, он за собственного производителя или за импортера?

Напомнил, что Азаров ранее заявил о намерении Украины ввести утилизационный сбор в ответ на действия России, которая взимает его с 1 сентября, чем фактически закрыла доступ украинским автомобилестроителям на свой рынок. При этом он повел себя несколько странно. Сначала успокаивал украинских производителей, что российский сбор Украины не коснется, и намекал на какие-то договоренности. А когда убедился, что сбор уже введен — с 1 сентября, почему-то проявил трогательную заботу о соседях: «Если и мы тоже на российские машины введем какую-нибудь плату за утилизацию, то российские автомобили, которые приходят на наш рынок, будут стоить на 1000 долларов дороже и украинцы не будут их покупать», — сказал он.

Порошенко, похоже, на ответную (зеркальную) акцию со стороны Украины тоже не возлагает особенных надежд. На недавней встрече с главой коллегии Евразийской экономической комиссии Виктором Христенко он выразил надежду решить вопрос отмены Россией утилизационного сбора на ввоз украинских автомобилей на саммите глав правительств стран СНГ в Ялте 28 сентября. Христенко постарался не убить эту надежду и 11 сентября заверил, что переговоры по утилизационному сбору на авто из Украины могут завершиться оперативно и положительно.

Между тем, народный депутат и почетный президент корпорации «УкрАвто» Тариэл Васадзе, говоря о судьбе сбора и зависящей от него участи украинского автопрома, отметил: «Большой бизнес не бывает без политического сопровождения. А автомобильная промышленность — это большой бизнес. Россия системно и правильно защищает свой рынок. Утилизационный сбор имеет правильную основу. Россия вступила во ВТО, но, в отличие от нас, они опустили пошлины на автомобили с 30% до 25% и получили переходный период, в течение которого опустят пошлину до 15%. А что у нас? У нас будет 7%. Но даже с такой разницей Россия защищает инвестиции. Они должны компенсировать инвесторам 5% разницы, которая возникла после вступления во ВТО, ведь в бизнес-планах были заложены 30-процентные пошлины. Россия это делает с помощью утилизационного сбора. Зато каждый инвестор теперь знает, что Россия защищает инвестиции.

Что касается ситуации с украинскими автопроизводителями, то здесь нужно руководствоваться существующими соглашениями. Есть межправительственное соглашение между Украиной и Россией о беспошлинной торговле. Там четко записано, что ни одна из сторон в одностороннем порядке не может ухудшать условия доступа на рынок другой стороне. Я думаю, что ситуация с нашим экспортом восстановится, либо мы вынуждены будем принять адекватный закон в отношении российских автомобилей. Украина как член ВТО также имеет право защищать свой рынок и должна ввести аналогичный сбор, тем более что такая практика действует во многих европейских странах».

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ