Людмила Юрина — представитель «среднего поколения» киевской композиторской школы. Ее музыка хорошо известна в Европе и США. Юрина часто бывает на Западе, привозит в Украину интересные музыкальные проекты, в которых участвуют композиторы, создающие новую музыку, и зарубежные исполнители, работающие в этом направлении. Недавно в Национальном союзе композиторов Украины прошел концерт швейцарско-германского дуэта в составе тромбониста Дирка Амрайна и пианиста Юрга Хеннербергера (среди европейских произведений прозвучало и сочинение Людмилы Юриной).
— Людмила, на ваш взгляд, насколько востребована слушателями серьезная новая музыка?
— Классическая музыка будет востребована всегда, это относится и к современной музыке, невзирая на кажущуюся при первом прослушивании сложность языка или непонятность мессиджа автора. Существует слой интеллигенции, испытывающий потребность в слушании классики и новой музыки. В Европе, например, у Булеза, Лахенманна и в США у Адамса, Корильяно есть своя аудитория, которая постоянно увеличивается; у нас, в принципе, картина такая же. Хотя в Украине еще живы традиции советской музыки. Недавно мы говорили с Владимиром Тарнопольским в Московской консерватории о том, что для обновления музыки нужно воспитать молодое поколение музыкантов ищущих, а не подменяющих понятие «поиск» перепевками чьих-то мотивов и пережевыванием чьих-то творческих идей.
— Сейчас в украинской музыке преобладают малые составы и малые формы. Это обусловлено отсутствием заказов? Есть ли у композиторов потребность писать музыку крупных форм?
— Прямых заказов фактически нет. Симфонической музыки пишется довольно много, и организаторы фестивалей не всегда могут удовлетворить заявки авторов на ее исполнение. Но опера, балет — больное место: произведения пишутся, но мало исполняются. Тут мы касаемся репертуарной политики театров, к тому же это связано с большими финансовыми затратами. Камерная музыка хороша тем, что концерты можно легко компоновать, и требуется меньше финансов.
— Вы преподаете композицию в Национальной музыкальной академии Украины. Выбор студентами профессора зависит от направлений, стиля, в которых работает мэтр?
— Зависит от музыки, к которой тяготеет студент. Хорошо, когда профессор может понять желания и интенции ученика. Порой студент попадает к тому, у кого хочет учиться, но бывает, что кафедра определяет его к преподавателю, у которого просто не хватает нагрузки. Как правило, педагоги кафедры учат писать студентов в разных жанрах. Все зависит от гибкости, умения педагога адаптировать свои педагогические методы, желания разглядеть и развить талант. Отдельный вопрос — подготовленность выпускников в области современной музыки. В Украине все новое требует неимоверных усилий, чтобы реализоваться в жизни. Впрочем, несколько лет назад, идя навстречу пожеланиям студентов-композиторов, я разработала курс, имеющий объем в один семестр. Его слушают на последнем курсе. Изучаются произведения Карлхайнца Штокхаузена, Дьёрдя Лигети, Вольфганга Рима, Хельмута Лахенманна, Джона Кейджа, Яниса Ксенакиса, Лучано Берио, Луиджи Ноно, Брайана Фернейхоу и др. — «малый джентльменский набор», которым должен обладать человек, выпускающийся из музыкального вуза. Это огромный пласт мировой культуры. К тому же, в курс современной музыки должны входить мультимедийные проекты, например, видеооперы, которые очень популярны в Европе, что тоже требует дополнительного учебного времени. Недавно смотрели мультимедийную оперу Фаусто Ромителли «Каталог металлов».
— Расскажите о стажировке в Стэнфордском университете.
— У меня большой опыт европейских поездок, но американский — особенный. Фонд Фулбрайта дал уникальную возможность стажироваться в знаменитом Стэнфордском университете, расположенном в знаменитой Силиконовой долине. Это Мекка компьютерных технологий, символ всего нового в современной Америке. Я была счастлива познакомиться и подружиться с Джоном Чоунингом и Крисом Чейфом, услышать собственную музыку на первом авторском концерте в Техасском университете. Жила в Пало Альто — месте, которое выбрали для себя знаменитые Стив Джобс и Марк Цукерберг, окунулась в интереснейшую и многообразную американскую культуру. Впечатления незабываемые и самые яркие, навеявшие массу новых идей и проектов, которые хотелось бы реализовать в Украине.
СПРАВКА «Дня»
Людмила Юрина, композитор. Родилась в 1962 г. в Узине (Украина), окончила Киевское музыкальное училище по классу фортепиано, композиторский факультет Киевской консерватории им. П. Чайковского и аспирантуру (класс Евгения Станковича). Посещала семинары П.-Х. Диттриха, Ирвина Ардитти, Г. Цапфа, Г.Штеблера, Ж. Дюрана, Х. Лахенманна, В.Рима (Германия).
С 1993 года — член и координатор оргкомитета Международного форума «Музыка молодежи» в Киеве. С 1995-го работает на кафедре композиции НМАУ. Была приглашенным композитором на флейтовом мастер-курсе в Райнсбергской академии музыки в Германии (1999), читала лекции в вузах Германии и США. Получила творческие резиденции и гранты Германии и Швеции. В 2010 году получила стипендию Фонда Фулбрайта на стажировку в Стэнфордском университете (CCRMA, США).
Произведения Л. Юриной исполняются в Украине, России, Германии, Франции, США, Канаде, Италии, Финляндии, Польше и др. Она активно сотрудничает с известными европейскими и американскими исполнителями. Выступала на радио Deutsche Welle (Германия), Украинском независимом радио (Чикаго, США), в Эдмонтоне (Канада), Украинском национальном радио и т. д. Произведения маэстро опубликованы издательствами «Музична Україна» и Frederic Harris Music Publishing (Канада).